Предвыборное. Что объединяет Нехту, антикоммунизм и блогерские сети

На выходных белорусов агрессивно убеждали, что революция – это плохо, а вот революция с блогером Нехтой – это хорошо.

В итоге 8 ноября на Немигу пришло 200 человек из якобы многомиллионной аудитории Степана Путило (Нехты). Акцию хотели подать как «законный митинг», собранный исключительно Нехтой. Но вышла все та же «старая» оппозиция – БХД, куропатская варта, ряженые попы. Кандидаты с трибуны кричали «Расея – вайна» и жаловались на торговлю с Китаем. Сходка внешне ничем не отличалась от аналогичных мероприятий, и была даже более сумбурной.

По сути, мы наблюдали попытку оценить совокупные возможности уже созданных площадок (телеграм-канала, вброшенного фильма, блогов на Ютубе).

Очевидно, западные специалисты понимают, что одна из причин непопулярности оппозиции – в ее лидерах. Поэтому на баррикаду пытаются вытянуть неполитизированную молодежь, 17-18 лет, которая плохо знает оппозицию и не симпатизирует ей, но настроена критично по отношению к власти.

Именно для этого нужны некие блогеры, как лица, имеющие для молодежи больше авторитета, чем условный Санников или Лебедько. То же самое происходит и в регионах – через блогеров, рубящих правду-матку на местах.

За ложку варенья и пачку печенья

Польский блогер Степан Путило появился не на пустом месте. Нынешняя польская элита – достаточно реакционна и реваншистски настроена. Работа с Нехтой – сознательные враждебные действия Варшавы, несмотря на все попытки Беларуси строить диалог с Польшей.

Публику, с которой работают блогеры, можно поделить на 2 категории.

Первая – не очень образованная, с низким доходам, неустроенные, имеющая зуб на власть, например, местных чиновников. Очень заметна тенденция появления (или подбора) таких блогеров «из народа» в регионах. Ранее, как правило, вся работа с оппозицией ограничивалась Минском. Очевидно, такая перегруппировка сил – результат анализа тунеядских протестов.

При этом надо сказать, что польский «Белсат» имеет широкую корреспондентскую сеть, и все время занимается «чёсом» по регионам, в отличие от остальных оппозиционных СМИ, что подтверждает приоритет работы «на местах».

Вторая группа – это, традиционно, студенты и школьники, основная аудитория соцсетей и блогов, целевая группа Нехты-Путило.

В целом очевидна попытка совместить опыт тунеядских протестов, хлопающих акций и Навального с его фильмами-расследованиями.

Вырастят ли из Нехты белорусского Навального местного разлива? Скажем так, личностных предпосылок для этого нет. Пока он учился в Минске, на т.н. «польских курсах» – в колосовском лицее, он ничем не отличался от своих сверстников, например, лидерскими способностями, коммуникабельностью, знанием политической повестки и т.д.

По сути – сейчас он и есть фанерная фигура, говорящая голова, на которую работает команда специалистов. Его, фактически, даже не выпускают самостоятельно общаться с публикой.

Новые методы мобилизации

Традиционные каналы (партии, лидеры, оппозиционные СМИ) связаны со старшим, более политизированным поколением. Поэтому Телеграм, Ютуб и Нехта – попытка выйти на молодежь напрямую, минуя посредников в виде конкретных непопулярных партий. Для этого нужные новые, как бы «неформальные» и «стихийные» лидеры.

Возможно, в дальнейшем они попытаются создать некую сеть молодежных блогеров-активистов как некий срез социальных групп, срез регионов и срез запросов.

Но пока для привлечения молодежи хорошо работают только развлекательные мероприятия, например, в формате рок-концерта а-ля «свята БНР». Школьники, которых на «святе» вылавливали журналисты, о БНР вообще мало что знали, но пришли послушать музыкантов.

Кстати, в 2012 году, конкретно для молодежи, в Польше на польской государственной киностудии снимали художественный фильм «Жыве Беларусь» про солдата-срочника, который устраивает молодежную революцию, после того как ему запрещают принимать присягу по-белорусски.

Фильм с тупейшим сюжетом и бюджетом около 2 млн у.е. эффекта не дал. Вероятно, тогда планировалось из героя фильма вырастить узнаваемого молодежного лидера; но помешала выраженная политизированность фильма. Сейчас от такой прямой пропаганды «за оппозицию» отказываются.

Есть и еще одна интересная категория. Это не молодежные блогеры, а взрослые безработные мужики, которые с чего-то вдруг позаводили себе каналы в Ютубе. Создается впечатление, что у них есть общая рекомендация работать в Ютубе и Одноклассниках, создавать визуальный контент для взрослого нечитающего населения. Это блогеры не для школьников и студентов, а для взрослой люмпенизированной публики.

Почему антикоммунизм всегда в моде

Если послушать блогеров, то они за все хорошее и против всего плохого. Реально же вся без исключения оппозиционная пропаганда укладывается в достаточно узкий шаблон.

Конечная цель такой пропаганды – уничтожение государства, т.е. государственной власти. Поэтому делается все, чтобы ее дискредитировать.

В первую очередь, это дискредитация силовых структур, МВД и КГБ. Канал Нехта, по сути, целенаправленно работал по белорусскому МВД, как по наиболее массовой силовой структуре, обеспечивающей правопорядок.

Второй момент – это память о ВОВ, в первую очередь – как некий маркер идентичности с Россией. По сути, это единственное, что сломать невозможно. Здесь уже работает личное восприятие собственных родственников, семейной памяти о фронтовиках и партизанах. Поэтому, несмотря на многолетнюю рекламу полицаев, видимых подвижек нет.

Третий, наибольший блок пропаганды – это отношение к СССР, КПСС, коммунистам.

Тезисно он выглядит так.

В СССР не было ничего, кроме репрессий. Коммунизм – преступен, его надо приравнять к нацизму. Соответственно, коммунисты и коммунистический режим – преступники.

Значит, результаты ВОВ были достигнуты преступником Сталиным преступным путем. Встает вопрос о восстановлении территориальной целостности пострадавших государств – например, Польши. Сразу поднимается вопрос реституции – возвращение одним государством другому имущества, незаконно захваченного во время войны.

Если есть преступники, значит, есть и пострадавшие от преступного режима, которым необходимо выплатить компенсацию. Латыши, литовцы, белорусы, украинцы, татары вынуждены были идти на службу в СС, чтобы воевать с преступным СССР, защищая свои национальные проекты.

Далее конфликт переводится в этническую плоскость. Под коммунистами понимают конкретно русских, «Кремль», «Москву». Значит, это русские проводили геноцид белорусского народа. Значит, преступления коммунистов – это преступления русских.

Следом отрицается, что большевиками были местные белорусы, т.е. легитимная власть. Значит, БССР – это протекторат, колония Москвы, навязанная извне русскими.

Дальше идет очеловечивание немцев, коллаборационистов, их оправдание. Ведь они открывали школы, как, например, великий деятель Борис Кит, участник Конгресса в 1944 и близкий друг Радослава Островского. Или гауляйтер Кубе, сторонник мягкой национальной политики и меценат, любитель искусства. А большевики были хуже немцев, т.к. убивали своих. Они специально провоцировали конфликт между белорусами и немцами, с помощью засланных из Москвы русских НКВДшников.

Фоном идут завышенные данные о советских репрессиях. Кузнецов, например, насчитал уже 2.2 млн только в одной маленькой БССР, которая до войны имела 5 млн населения.

В итоге у них – Великая французская революция, а у нас – кровавый переворот кучки большевиков. В этом мы убеждаемся каждое 7 ноября, открывая электронные СМИ.

Соответственно, то, что идеи коммунизма, справедливости, интернационализма были близки основной массе населения – отрицается.

Какова альтернатива кровавому СССР? Это мононация, моногосударство с монорелигией. Страна, по принципу современной Польши.

Для этого подгоняются исторические корни – например, преемственность с БНР.

Воздействие на молодежь ведется через массовую коммуникацию. Молодежь к такой пропаганде наиболее восприимчива, потому что у них отсутствует жизненный опыт, они легко верят авторитетам. Для этого нужны писатели, музыканты, а еще и блогер с миллионом подписчиков, а не просто Лебедько или Санников. Еще лучше на аудиторию работают художественные фильмы, сериалы, игры.

Желательно вырастить несколько поколений в ненависти к другому народу, например, русским. Национализм специально раздувается на окраинах, чтобы пресекать любые объединительные процессы. Так западные страны не дают сформироваться общему рынку, единой промышленной политике, торговой кооперации и т.д. Все это в итоге ослабляет целый блок государств, которые проигрывают в международной конкуренции, закрепляются в мире на вторых ролях.

Отбытие номера

Что нам показывают нынешние парламентские выборы?

Оппозиция не хочет их выигрывать, они как бы отбывают номер. 200 человек из более 500 даже не опубликовали свои программы бесплатно в СМИ, не являлись на телевизионные дебаты, не вели агитации и пр.

Акции протеста на протяжении последних 25 лет также не дали эффекта. Нехта, телеграм, блогеры и все остальное – это инструмент давления наравне с прочими, но отнюдь не основной сценарий.

Основной сейчас, как мне кажется – это попытки влиять на власть через ее либеральное крыло. Там ищут союзников с аналогичными ценностями, технократов и реформаторов, под прикрытием дипломатических или экспертных мероприятий.

Действительно, зачем брать власть революцией, если можно влиять на уровне, к примеру, экономической политики. Экспертные форумы, типа КЭФ – это поиск ключей к замку, вместо того, чтобы вскрывать его ломом.

И надо сказать, что пока у запада есть видимость успеха в сотрудничестве с либералами. Что, однако, не отменяет идеологического прицепа в виде национализма, который всегда стоит на запасном пути.

И еще.

Накануне выборов хотелось бы обратиться к избирателям. Подумайте, почему они так ненавидят «совок», которого 30 лет как нет. Почему статьи про репрессии и НКВД играют из каждого электронного утюга? Почему постоянно очерняется БССР и отрицается национальное строительство? Почему вместо массового праздника на 7 ноября вам показывают кучку маргиналов?

Сравните репортаж незалежных журналистов (11 утра):

74503146_992851631081681_3030165376550830080_n 4198571987519857623846

 

С нашими фотографиями (9 утра):

 

76633667_422197098713681_5796285509592416256_n 75317327_419974142258466_5218767237556469760_n 75625455_393304154887141_3210566681726287872_n 74696598_271059350460520_1096084634715815936_n 75204385_431831447534816_6905762110035197952_n

Коммунистов упорно показывают, как некую старую, отжившую своё маргинальную группу. Хотя настоящие маргиналы – это как раз белорусские националисты. Учитывая то, сколько в их партии и СМИ было закачано внешних средств за последние 25 лет – можно сказать, что для запада это были самые провальные инвестиции по всему СНГ. Без грантовых денег этот колос на вышиваночных ногах неминуемо завалится.

Тем не менее, стену и дальше будут пробивать лбом. А чтобы им было сложнее ее пробить – приходите 17 ноября и голосуйте за кандидатов от Компартии.

Андрей ЛАЗУТКИН, imhoclub.by