Слезы в Интернете

Белорусские пользователи – одни из самых интернет-зависимых в Европе. Каждый день в нашей стране 91% от общего количества интернет-пользователей ныряют во Всемирную паутину.

Неудивительно, что именно Интернету они склонны доверять свои тайны и проблемы. Недавно наткнулась на сообществе в социальной сети. Оно поразило своей востребованностью и контекстом.

Суть в том, что любой человек может выложить фотографию, где обязательно должны быть изображены его слезы.

Под фотографией нужно описать свою проблему и обязательным условием является анонимность.

Под такими снимками иногда разгораются споры, осуждения, но зачастую только положительные комментарии. Люди предлагают свою помощь, просят им написать.

Безусловно, большинство записей о расставаниях можно отнести к подростковым переживаниям. Но почему они выкладывают это на обозрение незнакомым людям? Почему интернет является для них той площадкой, на которой можно не только развлекаться, искать информацию, но и практически жить? Проблема в том, что этим девочкам и мальчикам до 17 лет, и если молодое поколение предпочитает интернет друзьям, родителям, тогда что же ждет нас дальше?

Создатели таких групп утверждают: каждая проблема заслуживает внимания. Настораживают записи, в которых говорится о насилии или о смертельных болезнях. Так, девочка выложила фотографию и написала, что у нее рак, а другая, что больше 8 лет терпит побои в семье от пьяного отчима и не знает, что с этим делать.

Сейчас мы перестали писать письма и выходить во двор, чтобы утолить великую роскошь общения.

Все чаще мы закрываемся у себя дома с нашим лучшим другом — Интернетом.

Ведь именно в анонимных чатах, группах, форумах люди могут, как они считают, найти настоящую поддержку и показать свое истинное я.
Недавно я спросила пятнадцатилетнюю сестру моей подруги, кого она считает своим лучшим другом. Она ответила так:

«Раньше я всем делилась с мамой, а теперь мне проще это делать в интернете».

Комментарий кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии БГУ Юлии Лахвич:


— В психологии есть такое понятие, как «хронотоп», некое сочетание места и времени. Есть хронотоп вагонного попутчика, когда ты садишься в вагон поезда и изливаешь незнакомому человеку всю душу.

Чувство анонимности конечно сомнительно, в случаях, когда рассказывают о своих проблемах вместе с фотографиями, однако ты и в поезде видишь человека, с которым ты едешь, но вероятность того, что вы встретитесь в жизни очень мала. Так же и интернет, который дает этот самый «эффект попутчика».

А еще это сброс временной ответственности. Меня как психолога беспокоит современная тенденция нехватки реального собеседника, некой поддержки в жизни.

Сейчас актуальна проблема подмены понятий реальной и виртуальной жизни. Почему подростки с проблемой насилия в семье не идут к специалистам? Хотя и взрослые с аналогичным вопросом у ним не спешат. К психологической помощи у нас, к сожалению, население пока в целом относится с опаской.


Кстати, сейчас в Беларуси проводится исследование проблемы насилия в отношении детей и подростков по инициативе министерств образования, здравоохранения, внутренних дел и социальной защиты совместно с ЮНИСЕФ.

Софья ШТУТИНА,
студентка Института журналистики БГУ