Вступились за белорусских водителей

Депутаты Госдумы РФ Ирина Яровая и Леонид Калашников в ходе пленарного заседания обратились к председателю правительства Дмитрию Медведеву с призывом обеспечить равные права граждан Беларуси в вопросе трудоустройства на автотранспортных предприятиях в России.

Речь идет о рассмотрении поправок в закон «О безопасности дорожного движения», который запрещает принимать на работу водителей с иностранными или международными правами. Эти нормы вступили в силу с 1 июня 2017 года.

Оставить без работы

Соответствующие поправки были приняты еще в 2013 году, однако их внедрение неоднократно переносилось. В этом году российские законодатели не успели принять законопроект, откладывающий вступление в силу этого документа.

В мае СМИ писали, что без работы могут временно остаться до 10 тысяч водителей. При отсутствии российских прав нарушителю грозит штраф в 50 тысяч рублей. Авторы поправок сообщили, что граждане Беларуси обращаются в госорганы с жалобами и просят разобраться в ситуации, ссылаясь на двусторонние договоры между Москвой и Минском.

С призывом рассмотреть вопрос обеспечения равных прав граждан Беларуси на трудоустройство в Госдуму обратился госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. «Особый правовой статус граждан Беларуси проистекает из договора о создании Союзного государства, который определяет особое положение граждан Беларуси и не требует никакой легализации, подтверждения действительности документов, определяющих право на осуществление трудовой деятельности, в том числе и на автомобильном транспорте», — отметила Яровая, выступая в Госдуме.

Как неоднократно отмечали депутаты на пленарном заседании, в соответствии с документами Союзного государства, белорусские водители должны беспрепятственно работать в России, так как им гарантированы равные с российскими гражданами права. Водительские удостоверения граждан Беларуси должны быть действительны на территории РФ.

Повода для паники нет Проблема соотношения норм международного договора и национального законодательства лежит исключительно в правовой и политической области. Безусловно, для отношений двух стран это вопрос принципиальный, однако есть ли серьезный повод паниковать?

Для получения российских прав закон предписывает водителям прохождение трех обязательных экзаменов: одного теоретического и двух практических (на автодроме и в условиях городского движения). Вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев рассказал о сложностях, с которыми столкнулись, в частности, белорусские водители. В настоящее время, в соответствии с российским законодательством, число иностранных сотрудников автотранспортных предприятий не может превышать 30%. Такие ограничения действуют уже два года. Любой иностранный гражданин должен отучиться в российской автошколе, потом сдать три экзамена и только потом получить права, причем подразделения ГИБДД не предоставляют площадки и транспортные средства для сдачи экзаменов — все ресурсы принадлежат автошколам, а это дополнительные затраты.

«Кроме того, в автошколах сейчас ограниченное число слушателей, которые хотели бы получить права водителя грузовика или автобуса, да и таких транспортных средств мало, — добавил Алексеев. — Российский автотранспортный союз получил обращение перевозчиков Санкт-Петербурга, где необходимо обучить две тысячи иностранных водителей. Автошколы смогли принять только 500 человек».

Однако после массовых обращений иностранцев ГИБДД начала интенсивней принимать экзамены, отметил он. С помощью соответствующих ассоциаций составляются списки иностранных водителей, определяется время экзаменов. Вице-президент Российского автотранспортного союза не видит в сложившейся ситуации непреодолимых трудностей для иностранцев — все проблемы решаются.

Депутат от ЛДПР Ярослав Нилов с трибуны нижней палаты парламента также заявил, что речь идет исключительно о вопросе правоприменения.

В настоящее время проблемы возникают лишь оттого, что Госдума РФ неоднократно продлевала срок вступления в силу ограничительных поправок, и в 2017 году многие также ожидали отсрочку. По его словам, после внесения поправок последовало много лишней паники, слухов и домыслов. «Нас пугали, что после 1 июня наступит коллапс по всей стране. Где коллапс? Есть ли проблема, о которой заявляют, в действительности? Покажите водителей с белорусскими водительскими удостоверениями, которых привлекают к ответственности? По закону привлекать должны только должностных лиц из автотранспортных предприятий, но ни одно из них с проблемами не столкнулось», — подчеркнул Нилов.

В пресс-службе Минтранса подтвердили — новые правила для иностранных водителей на работе транспортной службы не отразились. В настоящее время доля водителей-иностранцев составляет 10%, при этом в Минтрансе трудятся всего16 тысяч человек.

Вопрос решится на Союзном Совмине

Как сообщили в посольстве России в Беларуси, 8 июня Группа высокого уровня Союзного Совмина рассмотрела вопрос об обеспечении равных прав граждан России и Беларуси на трудоустройство в свете вступивших с 1 июня 2017 года норм федерального закона.

«Законодательные изменения не распространяются на граждан наших стран, которые управляют личным транспортом, а также на международных перевозчиков. Под действие новой нормы подпадают россияне и белорусы, получившие водительское удостоверение в органах МВД Беларуси и работающие водителями в российских компаниях. При этом наложение административного штрафа в размере 50 тысяч рублей предусмотрено для российских компаний-нанимателей водителей-нерезидентов для управления автотранспортом без российского национального водительского удостоверения», — пояснили в посольстве. В российской дипмиссии отметили, что такой подход ограничивает свободу выбора компаний-работодателей по найму граждан.

Планируется, что этот вопрос будет рассмотрен на ближайшем заседании Совета министров Союзного государства 16 июня в Санкт-Петербурге.

Ожидается, что там будет рассмотрен и принят временный правовой акт, исключающий распространение нормы российского законодательства на граждан России и Беларуси, которые, имея действующее белорусское национальное водительское удостоверение, занимаются предпринимательской деятельностью или имеют трудовые отношения на территории РФ.

В посольстве также отметили, что в среду Госдума РФ на своем пленарном заседании рассмотрела обращение к правительству РФ о признании белорусских водительских удостоверений на территории России и возможном отложении сроков вступления в силу данной нормы до обсуждения на осенней сессии законопроекта о внесении изменений в федеральный закон «О безопасности дорожного движения». «Этот законопроект предусматривает восстановление равных прав граждан России и Беларуси на трудоустройство в компаниях наших стран и обоюдном признании документов, выданных компетентными органами России и Беларуси», — сообщили в дипмиссии.

sputnik.by / фото: Sputnik / Кирилл Каллиников