Были времена, когда обозвав Александра Лукашенко «последним диктатором Европы», западные политики и функционеры ставили Беларусь в игнор и давили санкциями. Но охлаждение отношений с Россией изменило их политику кардинально. Забыв «принципиальность», с которой мурыжили белорусов за нетолерантность, отсутствие демократии и диктатуру, нынче всяческие послы просто воспевают Беларусь как независимое государство. Видят ее прямо-таки новой Швейцарией.
По словам президента Джеймстаунского фонда, прочно ассоциированного с американскими спеслужбами, Глена Ховарда: «В глазах НАТО Беларусь — лучший союзник, если она нейтральна, как Швейцария». А почему? А потому, что иначе она «представляет собой коридор вторжения в Балтику, она принципиально важна для безопасности Польши и Литвы«.
Кто вторгаться будет, не уточняется, но, если судить по нацеленности противоракетной обороны, это Иран. Хотя нет, в свете похолодания отношений с «набирающей силу», «агрессивной», «восстанавливающей Советский Союз» Россией и Иран спешно переведен почти в союзники. Остается, видимо, Северная Корея.
В Беларуси, кстати, есть какая-никакая почва, на которую «швейцарские» семена могут упасть с надеждой взойти. А что, делился со мной коллега, плохого в Швейцарии? Сыры, часы, банки. Шестьсот лет без войны.
Сыры — это и правда хорошо. А конфедеративного устройства не хотите? Четырех государственных языков? Растаскивания единой Беларуси по конфессиональному и этническому принципу? Тут в Польше такие ребята пришли к власти, что еще поглядеть надо, не они ли воспринимают Беларусь как «коридор», являющийся частью их «квартиры».
Что творилось на территории Швейцарии, когда она только становилась Швейцарией, лучше не вспоминать. А Беларуси предлагается пройти этот путь с самого начала. Ох, я бы подумал.
Впрочем, меню стран, которыми могла стать Беларусь, Швейцарией не ограничивается. Предлагется взять пример и с Югославии, что уж совсем настораживает. Александра Лукашенко прельщают ролью нового Иосипа Броз Тито, который дружил со всеми. Успешно лавировал. Лавировал, да не вылавировал в конечном итоге. Про бомбежки, улещивая, не вспоминают. И про Косово молчат, хотя это отчего-то все время в голову лезет. Запомнились они миру. И про Милошевича, заметьте — ни гу-гу. И про Асада, когда-то вполне обласканного. И про Каддафи.
Так что если снять со швейцарского сыра привлекательную обертку, то окажется, что внутри одни дырки.
В сущности Беларуси, как бы она ни называлась в мечтах западников, предлагается разорвать тесные отношения с Россией, выйти из Союзного государства, из ОДКБ. Ну и, видимо, обратиться в процветающую, европейскую Украину-2, где, как всем известно, царит швейцарская тишь, по Днепру просто устричные фермы Адриатики, а обстрелы Донецка — это так, салют в честь обретенных евроценностей.
«Ну, а какую страну вы предложили бы нам в качестве модели?» — спросил у меня коллега. В рамках отвлеченной интеллектуальной игры я предложил стать Австрией.
А что? Беларусь и Австрия и сейчас похожи. Типичная социалистическая страна, какой она мечталась нам в Советском Союзе. Пусть не показно шикарная, но крепкая, деловитая, работящая, здоровая и в целом справедливая. В душе недолюбливающая Кончиту Вурст, но культурно не сажающая ей (ему) фингалов под глаз. Очень переживающая, что отношения Евросоюза с Россией сейчас плохи.
Тут есть, конечно, рискованная параллель — Австрия не член атлантического военного блока, но мы ж не призываем все слепо копировать, а творчески развивать, беречь наработанное.
И чуть не забыл: самое главное сходство. Что в Австрии, что в Беларуси официанты ресторанов полны достоинства. Нет этого угодничанья: «Чего изволите?». Спокойно все, по делу. По-товарищески, я бы сказал.
Но если говорить серьезно, то мое самое горячее и искреннее желание — чтобы Беларусь оставалась Беларусью. По мне она сейчас даже больший правопреемник всего хорошего в бывшем СССР, чем Россия.
Умело обойдя опасности олигархического капитализма (мы вляпались по полной), отстояв ценности социального государства, а также и традиционные, общечеловеческие ценности, думаю, не поведется союзная страна на фальшивые схемки — на кого похожей ей нужно стать, чтобы кому-то там угодить.
Она и сама сыр делает. И почище швейцарского.