США вступают в битву за Арктику

Белый дом озвучил планы по созданию собственного ледокольного флота. Как предполагается, ледокольная группировка США будет развернута к 2029 году. Ее основной целью заявлена защита национальных интересов США в Арктике и Антарктике. Интерес США к скованным ледяным щитом полярным широтам неслучаен. Не исключено, что эти регионы в ближайшие десятилетия окажутся одной из основных арен мирового геополитического противостояния.

Виной тому ряд факторов. Первый — это глобальное потепление. Полярные льды тают, делая Арктику и Антарктику более доступными для хозяйственного освоения. Второй — исчерпание доступных месторождений природных ископаемых, на эксплуатации которых базируется современная экономика. В этих условиях подземные сокровища, запрятанные в недрах полярных широт, обретают особое значение.

Еще один важный момент — логистика. Морские сообщения между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой сегодня завязаны на Индийский океан и Суэцкий канал. Этот маршрут долгий и имеет ряд «бутылочных горлышек». Не случайно особый интерес к Арктике в последнее время проявляет Китай. Использование арктического маршрута (Северного морского пути) может не только существенно сократить время доставки грузов, но и избавит китайские караваны от угроз, исходящих от американских морских баз, натыканных по всему Азиатско-Тихоокеанскому региону, нестабильности и пиратства в регионе Африканского рога и т.п.

Долгое время препятствием, которое сдерживало использование Северного морского пути, была неразвитость инфраструктуры, а также сложная ледовая обстановка, требующая ледокольной проводки. По мере таяния арктических льдов время открытой воды в Арктике увеличивается, а развитием арктической инфраструктуры активно занимается Россия, контролирующая порядка 53 процентов арктического побережья. Все это делает привлекательным арктический маршрут для Китая, рассматривающего Арктику как северное ответвление своего трансконтинентального проекта «Один пояс, один путь».

Естественно, американцы не могут остаться в стороне от арктической гонки. Сегодня США находятся в этом регионе в роли отстающих. Их непосредственный геополитический доступ к Арктике ограничен Аляской и Беринговым проливом. До недавнего времени Вашингтон не проявлял особого интереса к Северу, как следствие, собственного ледокольного флота он не имеет, проигрывая не только России с ее самым длинным арктическим побережьем и крупнейшей флотилией ледоколов, но даже Китаю, который уже реализует собственную ледокольную программу. Американцам приходится догонять.

Имея крайне ограниченный доступ к Арктике, США в своей политике в этом регионе будут вынуждены прибегать к помощи других арктических государств — Канады, Исландии, Норвегии. Эти малонаселенные северные страны долгие десятилетия наслаждались покоем в качестве благоустроенной периферии западного мира. Однако похоже, что этому тихому покою приходит конец. Достаточно вспомнить лихой кавалерийский наскок, который пару лет назад Трамп предпринял в отношении Дании, с обезоруживающей непосредственностью предложив ей продать Гренландию.

Это позволило бы США не только войти в число великих арктических держав, но и получить контроль над ресурсами, скрытыми под тающим ледяным щитом острова. Предложение о покупке Гренландии осталось забавным казусом современной международной политики, однако это не значит, что Вашингтон отказался от своих планов по установлению контроля над островом — собственно говоря, американское проникновение в экономику и политику Гренландии идет давно.

Что касается других арктических стран Евро-Атлантики, то можно ожидать все возрастающего прессинга на них со стороны США с целью принудить к следованию в фарватере американской политики. Геополитическая гонка в Арктике разгорается, и скоро там может стать жарко.

Всеволод Шимов

СБ