Шумный Майдан Саакашвили

В Киеве задержан Михаил Саакашвили. Под эгидой созданного им «Движения новых сил» в городе с октября проходит бессрочная акция протеста, особо не скрывающая своей конечной цели — отстранение от власти действующего президента Украины Петра Порошенко. Происходящее уже получило в народе шутливое прозвище «МихоМайдан». Впрочем, со знаменитым «евромайданом» у него общего мало.

2017_12_11t122207z_152946810_up1edcb0ycv1j_rtrmadp_3_ukraine_saakashvili_court_35e660199b98cc9e881a780bdc73101a

Политическая карьера Саакашвили в Украине достойна авантюрного романа или приключенческого фильма в жанре то ли комедии, то ли фарса, то ли фантасмагории. Опальный экс-президент Грузии активно включился в политическую жизнь Украины в самом начале «евромайдана», поддержав протесты против решения президента Виктора Януковича, находившегося тогда у власти, отложить подписание договора об ассоциации с ЕС. После триумфа «революции достоинства» Саакашвили стремительно получил украинское гражданство и даже стал губернатором Одесской области. Впрочем, на этом посту он надолго не задержался — очень быстро переругался со всей украинской элитой и ушел в оппозицию. Затем последовали отставка, столь же стремительная утрата украинского гражданства, фантастический прорыв через госграницу и попытка возглавить новый «евромайдан»…

Закончится ли эта фантастическая карьера бесславным, пусть и выглядящим вполне закономерным крахом либо Саакашвили удастся совершить невозможное, став первым в истории президентом двух разных государств? Формально шансов для этого у него как человека без гражданства вроде бы никаких, но после 2014 года в Украине, кажется, возможен любой сценарий.

Во всяком случае, то, что бывшему грузинскому президенту удалось организовать вокруг себя наиболее серьезное на подконтрольной официальному Киеву территории протестное движение со времен «евромайдана», — это уже свершившийся факт.

Следует отметить, что Саакашвили был далеко не единственным иностранцем, оказавшимся в Украине на высокой государственной должности после «евромайдана». В этот период на разных управленческих позициях побывало немало выходцев из Грузии, Литвы, Польши, а также представителей украинской диаспоры США и Канады. Привлечение иностранцев было призвано продемонстрировать то, как мировое сообщество помогает Украине осуществлять эффективные реформы и демократические преобразования, приближающие ее к нормам и стандартам «цивилизованного мира».

Однако достаточно быстро большинство иностранных гастролеров предпочли умыть руки и покинуть правительственные кресла. Оно и неудивительно. Формально Украина достигла основных целей, поставленных «революцией достоинства»: подписала соглашение об ассоциации с ЕС и получила безвизовый режим.

Однако заплатить за это пришлось внутренним гражданским конфликтом и разрывом экономических связей с Россией, компенсировать которые новыми договорами с Европой было заведомо невозможно.

Освобожденный Саакашвили провел митинг в центре Киева

dqre5bzw4ae0th4

Саакашвили, которому в отличие от других его коллег-иностранцев отступать из Украины некуда, начал разыгрывать антикоррупционную карту и собирать вокруг себя новое протестное движение, тем более что традиции уличных протестов в Украине давние и хорошо отработанные. В пользу Саакашвили работает ряд обстоятельств. Во-первых, ему удалось создать имидж эффективного реформатора и борца с коррупцией. В Украине многие продолжают верить в широко распиаренное «грузинское чудо», связанное с именем Саакашвили, и рассчитывают на его повторение на берегах Днепра. Как ни странно, на руку политику играет и его иностранное происхождение, а значит, отсутствие тесных связей с украинскими олигархическими кланами. То, как громко и смело Саакашвили ругался и скандалил с властями, только играет ему на пользу в глазах простого народа.

Впрочем, не исключено, что Саакашвили просто выполняет функцию клапана, выпускающего пар. Он удобен в качестве шумного, но не опасного оппонента, оттягивающего на себя протестную активность и не дающего ей оформиться во что-то серьезное. В этом качестве он может оказаться весьма полезным для украинской власти, возможно, даже помимо собственной воли.

Всеволод Шимов, «СБ. Беларусь сегодня»