Саморазоружение Украины

Во всём ли виноват Янукович?

I. Время искать виноватых?

Нет ничего удивительного в том, что в первые же дни после победы Майдана-II новая украинская власть начала безмерно демонизировать предшественников. Как-то сразу забылись и наилучший за все годы независимости Украины экономический рост (в 2010-2012 гг.), и успешное проведение футбольного чемпионата Евро-2012.

Зато Виктору Януковичу сразу припомнили все его прегрешения: от давления на СМИ, сворачивания свободы слова и преследования политических противников до многочисленных случаев рейдерства в интересах «семьи», «диктаторских» законов 16 января 2014 года и попыток силового разгона Майдана.

Сейчас, на фоне экономических и военных провалов украинской власти, шквал критики в адрес бывшего президента заметно поутих. Но тезис, что именно Янукович уничтожил украинскую армию, высказанный ещё в далёком 2011 году, подобно заезженной пластинке, раз за разом так и продолжают «проигрывать» украинские провластные деятели.

Например, в своём недавнем интервью известный политик Инна Богословская снова посетовала на российское гражданство Дмитрия Саламатина — бывшего министра обороны Украины: «Ведь все знали, какое у него гражданство! И тут снова все «съели»! Экспертное сообщество, украинцы, иностранцы — все промолчали!»

Поразительно! Саламатин был министром только в 2012 году — а «оказия» случилась два года позже! Кроме того, именно в период его работы на посту министра обороны Украины средний налет на одного летчика впервые за все годы независимости достиг 51 часа. Также был принят целый ряд новых видов вооружения, разработана концепция перехода вооружённых сил на стандарты НАТО до 2014 года, введена система обучения английскому языку.

В общем-то, неплохой послужной список, но для представителей украинской элиты это несущественно: главное — возможное российское гражданство экс-министра. Определённо, их логика хромает, хотя её понять-то можно: проигравшая в военном конфликте сторона всегда старается придумать всяческие оправдания, вот и хватается за что попало.

Поэтому с тезисом, что покушение на территориальную целостность Украины произошло только из-за «преступного головотяпства» Януковича и «вредительства» «бывшего шахтёра шахты имени Кузембаева» Саламатина можно и не согласиться.

II. Подпишем что угодно, когда угодно и с кем угодно!

Когда первому президенту Украины Леониду Кравчуку сообщили, что находящееся на территории страны тактическое ядерное оружие вывозится в Россию, он воскликнул: «Не беда! У нас ещё стратегическое оружие есть!»

Однако не прошло и нескольких месяцев, как Украина лишилась и его — причём в большей степени под давлением не столько РФ, сколько США и остального «прогрессивного» человечества.

Без всякого сомнения, сохрани Украина тактическое ядерное оружие (тем более что нищающая страна, в отличие от стратегических ядерных сил, вполне могла его содержать), нынешний российско-украинский конфликт развивался бы совсем иным образом.

«Россия забрала себе всё, что у нас было!»
«Россия забрала себе всё, что у нас было!»

С другой стороны, в 90-е от ядерного оружия отказались и некоторые иные страны — ЮАР, Казахстан и Белоруссия — но ничего подобного войне на Донбассе там не наблюдается. По крайней мере, пока.

Возможное объяснение феномену — разоружение этих стран как раз и ограничилось отказом от ядерного оружия, в то время как для Украины это было только началом весьма «интересного» процесса…

Наилучший пример, подтверждающий этот тезис — судьба крейсера-авианосца проекта 1143.6 «Варяг». По договору 1993 года между Россией и Украиной корабль достался последней в состоянии 67%-ной готовности.

Достроить его Украина не могла и начала искать покупателя. В итоге корабль был продан за смехотворную цену в $20 млн. китайскому покупателю — якобы для переоборудования в плавучее казино.

Разумеется, в Китае никто в бирюльки играть не собирался — корабль был перестроен в «чистый» авианосец, чему немало способствовала документация, приобретённая за взятку у руководства николаевской верфи.

Китайский авианосец «Ляонин» (бывший «Варяг»)
Китайский авианосец «Ляонин» (бывший «Варяг»)

Ещё пример подобного долгостроя — крейсер проекта 1164 с весьма символическим названием «Украина». На первый взгляд, ему повезло больше — корабль был достроен до «целых» 95% готовности.

А дальше начались типичные украинские выкрутасы. Сначала было заявлено, что, мол, содержание корабля будет слишком дорого. Потом, оказывается, вооружить штатным вооружением данную боевую единицу, ну никак не получается из-за подписанных ранее международных соглашений. Разумеется, кощунственная возможность выхода из этих самых соглашений даже не рассматривалась.

Как итог — от корабля решили избавиться: в 2014 году судно выставили на продажу. В аккурат с потерей Крыма! Где, помимо прочего, была потеряна и значительная часть украинского флота, что, без сомнения, снизило военно-морскую мощь Украины, и без того невысокую. Правда, Россия кое-что даже успела вернуть, но затем процесс остановился — видимо, уже навсегда.

За два года желающих купить «Украину» не нашлось. И вот 26 марта сего года стало известно, что Порошенко решил демилитаризировать крейсер. В переводе с бюрократического языка это означает демонтаж оборудования, силовой установки и продажу корабельного корпуса на слом.

«Украины» больше нет...
«Украины» больше нет…

Ещё один странный договор, имеющего прямое отношение к военно-морским делам Украины — это Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28 мая 1997 года.

Мало того что Украине досталось лишь 18,3% судов (остальные пришлось отдать за газовые и прочие долги перед РФ), но и среди них преобладали малоценные с военной точки зрения корабли. Самым боеспособным среди них была «древняя» подводная лодка проекта 641 «Запорожье», которую после «возвращения» в 2014 году обратно в состав ЧФ РФ предлагается превратить в музейный экспонат.

Вот почему самым сильным кораблём Украины является «Гетман Сагайдачный», который после вступления в строй был назначен не только флагманом ВМС, но и фрегатом, хотя при рождении был всего лишь сторожевым кораблём проекта 11351.

Повышение в ранге не привело, однако, к усилению вооружения. Поэтому корабль вполне пригоден для патрулирования или борьбы с сомалийскими пиратами, но для серьёзных боевых действий — никак. Боевое столкновение с настоящим фрегатом противника, корветом, даже ракетным катером не оставляют украинскому флагману никаких шансов на выживание. Ведь у флагмана противокорабельное оружие представлено лишь в виде одного 100-мм орудия!

Поэтому нежелание обзавестись чем-то более солидным, тем более в условиях войны, — очередная «странность» украинской политики.

Сетование на нехватку средств абсолютно неуместно — Украина периодически получает миллиардные кредиты, кои можно потратить более разумно, нежели исключительно на финансовую эквилибристику.

III. «Достойные» наследники пана Кравчука

Вернёмся, однако, в середину 90-х. Леонид Кучма, по сути дела, продолжил порочную политику своего предшественника, хотя отличия, конечно, были.

Для склонного к популизму Кравчуку основой финансовой политики была первоочерёдность в выплате зарплат. В итоге зарплаты выплачивали, в основном, вовремя, однако бушевавшая в стране гиперинфляция быстро снижала их ценность.

При Кучме произошли изменения — теперь главными стали налоговые поступления в бюджет, а зарплаты могли и подождать…

Хорошо помню те времена — инфляция действительно снизилась, однако задержка по зарплате в 2-3 месяца — задержкой не считалась, даже в 6 месяцев было вполне приемлемым явлением, ибо часто бывало ещё хуже.

В итоге — долги предприятий выросли многократно, начался отток специалистов и «оборонка» «легла».

Без всякого сомнения, после окончания холодной войны оборонные предприятия многих стран испытывали значительные трудности, значительная часть из них не дожила до наших дней.

Но Украина отличилась и здесь. Типичный пример из времён правления Кучмы: харьковский завод имени Малышева мог получить оплату за ремонт старой и отгрузку новой бронетехники через 2-3 года после выполнения заказа.

Или заказ выполнен, но готовая продукция могла долгими месяцами находиться на территории завода, ибо заказчик — Министерство обороны Украины — просто не спешил её забирать и отправлять в войска.

В сборочном цеху завода им. Малышева
В сборочном цеху завода им. Малышева

Кстати, тогда беспорядок наблюдался «не только в танковых войсках», жертвами очередных странных договоров, подписанных Украиной, стали частично переданные РФ, а в большинстве — порезанные на металл стратегические бомбардировщики Ту-160, Ту-22М, крылатые ракеты Х-22 и многое остальное, вполне пригодное для обороны страны.

Кроме того, именно в годы его президентства началось сокращение количества военных училищ — в итоге из 30 (в 1991 году) в настоящее время осталось лишь 5.

Ради объективности стоит отметить, что свой «родной» завод — днепропетровский «Южмаш», где он долгие годы был директором, Кучма не обижал. Нашлись деньги и на конверсию (например, было начато производство троллейбусов, автобусов и тракторов), и на дальнейшую работу по ракетной тематике.

При преемнике Кучмы — Виктор Ющенко — кое-что изменилось: на боевую подготовку ВСУ стали выделять меньше денег, чем на военные оркестры. «Южмаш» продолжал получать новые заказы, зато 2006-2008 гг. были одними из худших лет за всю историю завода имени Малышева: завод перестал производить выплаты в Пенсионный фонд, а заработная плата сотрудникам выплачивалась нерегулярно.

IV. До и после Майдана-II

Вот мы и добрались до «главного злодея современности» — Виктора Януковича, обвиняемого новыми киевскими властями в подрыве военной мощи державы.

Разумеется, полное игнорирование предыдущей и весьма постыдной предыстории — это не более чем хитрая уловка, попытка навести тень на плетень. Ибо если данный персонаж всё-таки и навредил украинской армии, то отнюдь не больше остальных.

Кроме того, даже если в его окружении и были работающие на российские спецслужбы лица, то понять, где ущерб для обороноспособности Украины был нанесён по причине выполнения «вредительских» директив московских кураторов, а где от банального желания оных товарищей доворовать то, что не было растащено предшественниками, довольно трудно. Думаю, историкам будущего придется немало покопаться!

И вот у Украины — новый президент, новый парламент и новое правительство. Неужели начинается новая эпоха? Или как бы не так?

В 2015-м Порошенко выложил на своей странице в Facebook фотографию в военной форме...
В 2015-м Порошенко выложил на своей странице в Facebook фотографию в военной форме…

Нет, кое-что всё-таки изменилось — в 2014 году была возрождена Национальная гвардия Украины, разогнанная в 2000 году.

Затем очередная рокировка — с октября 2014 года завод имени Малышева перешёл на трёхсменный режим работы, зато завод «Южмаш» после потери российских партнёров фактически остановился: по состоянию на конец августа 2015 года задержки по зарплате на предприятии составляли 4 месяца.

И это при том, что предприятие вполне успешно могло изготавливать и ремонтировать не только ракетную технику, но и транспорт. Однако типичная в 2014-2015 гг. картинка на киевских телеканалах — это умильные репортажи, как смелые «борцы с сепаратизмом» на Донбассе не только воюют на советской технике 50-летнего возраста, но и сами её ремонтируют, и даже покупают запчасти за свои деньги. Какое проявление патриотизма!

И — несостоятельности государства!

Впрочем, погибнуть «Южмашу» не дали. Но отнюдь не государство: частный инвестор из США «S7 Sea Launch Limited» выделил необходимые средства на возобновление программы «Морской старт».

И не беда, что артиллерийские стволы ещё советского образца на Украине, по сути, толком-то и не научились делать: танковые оружия имеют низкий ресурс, а миномётные стволы при стрельбах разлетаются на куски, калеча и убивая военнослужащих ВСУ. Главное — это получше выслужиться перед «партнёрами» из ЕС и НАТО.

И ничего удивительного: как это начиналось при Кравчуке — так это продолжается и сейчас.

V. Неизбежная война?

Общий вывод: постоянные сетования официального Киева на российскую агрессию — это подобие жалоб алкоголика на своё плохое здоровье: Украина просто должна была вляпаться в какой-то вооружённый конфликт!

Если не с «сепарами» на Донбассе, то, например, с румынами из-за территориальных споров. Или с Венгрией — за постоянное третирование венгерской диаспоры в Закарпатье. Да и Польша как-то могла вспомнить и про польский Львов, отобранный Сталиным, и про резню на Волыни…

Владимир Воронов, г. Харьков
Источник: https://imhoclub.by