Опубликованы оригиналы секретных протоколов к договору 1939 года

Впервые опубликованы сканы советских оригиналов подписанного 28 сентября 1939 г. советско-германского «Договора о дружбе и границе между СССР и Германии»  и секретных дополнительных протоколов к нему. Ранее изображения советских оригиналов этих документов не были доступны как историкам, так и широкой аудитории.

Заключенный в конце сентября «Договор о дружбе и границе» был подписан наркомом иностранных дел СССР  В.М. Молотовым и министром иностранных дел Германии И. Риббентропом. Секретные дополнительные протоколы к договору корректировали сферы интересов Германии и СССР, оговорённые в секретном дополнительном протоколе к подписанному месяцем ранее советско-германском «Договоре от ненападении» от 23 августа 1939 г. Текст договора был опубликован в советской печати, дополнительные протоколы не публиковались; вплоть до 1990-х гг. часть из них была известна по копиям, снятым с утраченных во время войны германских оригиналов.

«Публикация советских оригиналов советско-германского договора от 28 сентября 1939 г. и секретных протоколов к нему, несомненно, является значимым научным событием, — комментирует публикацию  директор фонда «Историческая память», научный сотрудник Института российской истории РАН Александр Дюков. — Несмотря на то, что тексты этих документов известны и многократно опубликованы, возможность увидеть документ собственным глазами чрезвычайно важна. Именно отсутствие общедоступных образов документов сделало возможным появление псевдонаучных ревизионистских теорий, отрицающих факт существования секретных протоколов».

«Ссылка на советско-германский договор обычно используется для «обоснования» утверждения о существовании в 1939 г. «союза» между Германией и Советским Союзом, — отмечает Александр Дюков. — Однако подобная трактовка не выдерживает никакой критики.  Нейтральный статус Советского Союза в 1939 – 1941 годах был международно-признанным и не подвергался сомнениям. Характерно, после введения советских войск на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии ни Франция, ни Великобритания, ни даже Польше не квалифицировали эту операцию как акт войны». «Конечно, само название советско-германского договора «о дружбе и границе» не может не смущать.  Однако применение сталинской дипломатией крайне неудачного и позорного, на мой взгляд, риторического приема со словом «дружба» для демонстрации Берлину неукоснительной приверженности ранее утвержденным и вновь достигнутым договоренностям – вовсе не означало перехода СССР в число реальных военно-политических союзников Гитлера, — отмечает историк. —  Сколь бы ни было велико удивление и неприятие на Западе в связи с употреблением слова «дружба» в названии данного договора, но в политическом истеблишменте воюющих с Германией Франции и Великобритании, а также нейтральных США не придавали ему расширительного толкования и не рассматривали в этот период СССР как своего врага или союзника своего врага».

Фотокопии можно увидеть на сайте Фонда «Историческая память».