Историк Сергей Третьяк: Создание белорусского государства стало возможным только после Октябрьской революции

Январь 1919-го. Петроград. Командование Первого белорусского коммунистического отряда и сотрудники Петроградского отделения Белнацкома во время проводов в Минск. Фото: ЦГАКФФД

О том, как события 1917-го повлияли на становление белорусской государственности, рассказал заведующий отделом Новейшей истории Беларуси Института истории НАН Беларуси, кандидат исторических наук Сергей Третьяк.

«Революцию в Минске вершили люди, ранее не имевшие контакта с Беларусью»

— К реализации права белорусского народа на создание своего национального государства различные политические силы шли двумя путями, — рассказывает Сергей Александрович. — Была попытка создания национального государства европейского образца. Речь о провозглашенной в марте 1918-го Белорусской Народной Республике. В советской историографии ее называли продуктом буржуазного национализма. Хотя говорить о том, что это были буржуазные националисты, никак не приходится. Они были деятелями национально-социалистической и умеренно-социалистической ориентации. Белорусский национализм оказался национализмом второго призыва. Народ пробудился к национальной жизни в условиях, когда в Европе уже имелись сформировавшиеся успешные государства-нации, а с другой стороны имелись домодерные империи старого порядка, которые упорно сопротивлялись любым попыткам модернизации национально-государственной системы. Такой империей старого порядка была и Россия.

— В 1917-м имперская Россия исчезла в считаные дни. Чего добивались белорусские политики?

— Лидеры национальных организаций попытались начертать на своих знаменах лозунг автономной белорусской республики в составе федеративной демократической России.

С другой стороны, национально-государственное самоопределение взяли на вооружение деятели большевистского лагеря. Ирония судьбы в том, что белорусские большевики в 1917 году вынуждены были работать за пределами Беларуси. Так распорядилась судьбинушка Первой мировой войны.

В частности, Александр Григорьевич Червяков, основатель Белорусской социал-демократической рабочей партии, которая вступила в большевистскую партию в качестве национальной секции, в 1917 году был в Петрограде. Червяков — прапорщик 1-го пулеметного полка, видный деятель большевистской организации Петроградского гарнизона, человек, который отвечал за охрану дома Кшесинской, когда это здание занял ЦК партии большевиков.

Александр Червяков, один из создателей ССРБ, в 1937 году, в разгар сталинских репрессий, был доведен до самоубийства. Фото: rusempire.ru
Александр Червяков, один из создателей ССРБ, в 1937 году, в разгар сталинских репрессий, был доведен до самоубийства. Фото: rusempire.ru

— А кто вершил революцию в Минске?

— Люди, которые ранее не имели контактов с Беларусью. Сюда этих солдат, офицеров, рабочих и служащих частей и учреждений Западного фронта занесла Первая мировая война.

Достаточно сказать — глава и признанный лидер местных большевиков Александр Федорович Мясников (армянин из Нахичеваня-на-Дону, настоящая фамилия Мясникян. — Ред.) был прапорщиком и сотрудником штаба Западного фронта. Латыши Карл Ландер и Вильгельм Кнорин — тоже офицеры Западного фронта. Эти ребята взяли власть в Минске, использовав затем эту модель для взятия власти в других городах и весях не оккупированной германскими войсками Беларуси.

— Что это за модель?

— Создавался Военнo-революционный комитет (ВРК). Он брал в свои руки всю полноту власти. А если сталкивался с оппозицией в Советах, где преобладали небольшевистские депутаты — этот Совет ВРК распускал и проводил перевыборы, которые обеспечивали большинство за большевиками. Взяв власть, Мясников со товарищи сконструировали государственное образование в составе становящейся советской России, которое ни в какие рамки не вписывалось. Это был чудовищный симбиоз фронта Первой мировой и области России. Официально это называлось Западная область и Западный фронт.

Но в Областном исполнительном комитете Западной области и фронта (Облискомзап), который возглавлял Мясников, да и в местных Советах, включая Минский, 90% мест принадлежало солдатам и офицерам Западного фронта. То есть в октябре 17-го большевики произвели здесь военный переворот. Недаром говорили, что это была не пролетарская, а солдатская революция.

 

— И претендентов на власть больше не было?

— Были, потому что далеко не все деятели, в том числе из большевиков, были довольны тем, как произошло конструирование советской власти в Беларуси.

Тем более велись переговоры с Германией, и национально-государственное самоопределение Беларуси на советской основе вполне могло стать козырем советской делегации на мирных переговорах.

«Облискомзапу не дали разогнать ни Великую Раду, ни другие белорусские организации»

— И как этот козырь собирались использовать?

— Если Беларусь выступает в качестве советской республики, то можно потребовать вывода германских войск из Западной Беларуси (тогда оккупированной) и обеспечения той границы, которой хотело советское руководство в Петрограде. А именно довоенной границы Российской империи с исключением Царства Польского.

Члены Белорусского областного комитета при Всероссийском совете крестьянских депутатов не признали результатов трех минских съездов, на которых был создан Облискомзап. Речь идет о Втором съезде делегатов армии Западного фронта, Втором съезде Советов рабочих и солдатских депутатов Западной области и Втором съезде крестьянских делегатов Минской губернии. Они вышли с предложением в Совнарком о проведении Белорусского съезда Советов.

— Кто на себя взял роль организаторов?

— Белорусская социал-демократическая рабочая партия, группа левых членов Белорусской социалистической громады и Белорусский областной комитет при Всероссийском совете крестьянских депутатов.

Дело в том, что председатель Белорусского областного комитета Евсей Канчар и члены комитета вполне обоснованно посчитали, что делегаты Минского губернского крестьянского съезда узурпировали волю крестьян всей Беларуси. Они не имели права говорить от имени крестьян всей Беларуси. Заручившись поддержкой Совнаркома России и лично комиссара по делам национальностей Иосифа Сталина, они получили деньги на организацию Всебелорусского съезда. Белорусский областной комитет начинает подготовку съезда. Сначала вступает в конфликт, а затем налаживает контакт с Великой Белорусской Радой — органом белорусских политических партий и организаций, который находился в Минске.

— Когда прошли выборы на съезд?

— В ноябре 1917-го, уже после Октябрьской революции. Представительство было значительно шире, чем в Облискомзапе. Прибыли делегаты от всех белорусских беженских организаций, от всех фронтовых, где служили белорусы, от местных самоуправлений, политических партий и общественных организаций. Всего — 1872 делегата.

— У Рады не было конфликта с взявшим власть Облискомзапом?

— Конфликт был купирован грозными депешами народных комиссаров из Петрограда. Облискомзапу не дали разогнать ни Великую Раду, ни другие белорусские организации. По разъяснению Сталина данный шаг противоречил бы провозглашенному праву наций на самоопределение и был бы использован врагами советской власти в своих интересах.

1927 год. Глава первого правительства ССРБ Дмитрий Жилунович (Ц i шка Гартны) с семьей. Большинство членов первого правительства постигла трагическая судьба, в том числе и Жилуновича. Фото: ДМГБЛ
1927 год. Глава первого правительства ССРБ Дмитрий Жилунович (Ц i шка Гартны) с семьей. Большинство членов первого правительства постигла трагическая судьба, в том числе и Жилуновича. Фото: ДМГБЛ

«Мясников со товарищи отказывали белорусам в праве на национальное самоопределение»

— Как на национально-государственное самоопределение смотрели в Облискомзапе?

— Мясников со товарищи стояли на позициях революционного заподнорусизма. Они отказывали белорусам в праве на национальное самоопределение, считали их частью русского народа. Более того, они придерживались принципов революционного национального нигилизма, мол, в обстановке пролетарской революции любое самоопределение народов подрывает единый классовый фронт борьбы за социализм, приводит к национальному разобщению трудящихся.

В устах того же Вильгельма Кнорина эти взгляды превращались в самый отпетый великорусский махровый шовинизм. Кнорин заявлял, что он стоит за то, чтобы все те языковые и культурные особенности, которые еще отделают белорусов от русских, были бы изжиты как можно скорее.

И при таких разных подходах Всебелорусский съезд, созванный в Минске на условиях самого широкого представительства, прошел при игнорировании этого съезда Советами Беларуси и большевистскими организациями.

И Мясников, Кнорин, Ландер поступили так, как привыкли поступать — взялись за винтовку. В ночь с 17 на 18 декабря 1917 года, в момент голосования резолюции о власти в Белорусском крае, отряд солдат 1-го Минского революционного полка во главе с комендантом Минска Кривошеевым, который был пьян, явился в зал заседания и арестовал президиум съезда. Съезд разогнали. Чтобы в Петрограде не имели никакого представления о том, что тут происходит, Ландер распорядился распространять только ту информацию, которая исходит от Облискомзапа. А центральному советскому руководству Ланедер сообщил, что в Минске собрался беззаконный съезд белорусских помещиков, которые приняли решение об отделении Беларуси от Советской России и возмущенные рабочие и солдаты этот съезд разогнали. Это дезинформация потом была принята за основу советскими историками.

— Но, видно, в Петрограде не очень-то и ратовали за демократическое волеизъявление белорусов.

— Да, Дмитрий Жилунович (будущий глава первого белорусского правительства ССРБ. — Ред.) после того, как в Петрограде позже поддержали действия Облискомпзапа, сказал, что московские большевики стоят на фундаменте российской интернациональности и рассматривают любое национальное движение как вражеское и контрреволюционное.

— Так глава наркомата по делам национальностей Иосиф Сталин же ратовал за провозглашенное большевиками самоопределение народов?!

— Но при этом добавлял, что национальное самоопределение, конечно, важно, но самоопределение трудящихся гораздо важнее. Большевики во главу угла ставили классовую борьбу и мировую революцию.

— В общем, в декабре 17-го так и не удалось создать белорусское государство.

— Более того, воспользовавшись как предлогом мятежом корпуса Довбор-Мусницкого, власти в городе Минске и Облискомзап начали аресты членов всех белорусских организаций. Невзирая на то, советской они или не советской ориентации.

После издевательств и пыток Жилунович попал в психиатрическую больницу, где, по официальным данным, в 1937 году покончил с собой. Фото: ДМГБЛ
После издевательств и пыток Жилунович попал в психиатрическую больницу, где, по официальным данным, в 1937 году покончил с собой. Фото: ДМГБЛ

«Без БНР не было бы и ССРБ»

— А в феврале 1918-го Минск уже заняли немецкие войска.

— Те деятели национального движения, которые остались в Минске, попытались использовать условия немецкой оккупации и возмущение белорусов условиями Брестского мира, который был заключен без участия Беларуси и за счет Беларуси.

Белорусская Народная Республика (БНР) — это одновременно и провозглашение протеста против условий Брестского мира, и призыв пересмотреть эти условия, и одновременно декларация того, что Беларусь жива. Что Беларусь худо-бедно, но попытается реализовать свое право на национально-государственное самоопределение.

По разным причинам БНР как государство не состоялось. Однако без провозглашения БНР не было бы и провозглашения независимой Советской Социалистической Республики Белоруссии (ССРБ) 1 января 1919 года. Той самой республики, от которой и ведет отсчет наше национальное независимое государство.

А если копнуть глубже, то провозглашение БНР не было бы возможно без первого Всебелорусского съезда, который разогнали большевики. Деятели БНР ссылались на волю съезда, на резолюцию о власти в Белорусском крае. А первый Всебелорусский съезд стал возможен только потому, что свершилась Октябрьская революция.

— То есть процесс создания белорусского государства пошел именно после Октябрьской, а не Февральской революции?

— Временное правительство, образованное после Февральской революции, не вело и речи о праве наций на самоопределение и всячески отрицало провозглашение российского государства федеративной республикой. После подавления Корниловского мятежа Керенский провозгласил Россию республикой, но унитарной.

— А куда вел Всебелорусский съезд, какой он видел Беларусь?

— Этим съездом рулили представители Белорусского областного комитета при Всероссийском совете крестьянских депутатов, особенно из партии эсеров. Делегаты съезда — крестьянское большинство — независимости Беларуси не хотели, они боялись, что независимая Беларусь попадет в руки более сильного захватчика — Германии или Польши. Они хотели широчайшей автономии Беларуси в составе Советской России. И главное — реализации Декрета о земле.

— То есть Рада БНР пошла в марте 1918 дальше, чем планировалось.

— БНР провозглашалась вначале как автономная республика в составе федеративной России. Но 25 марта 1918 года белорусские деятели пошли дальше, поскольку посчитали, что декларация независимости мигом аннулирует все те условия, в которые была поставлена Брестским миром Беларусь.

«Сталину и Чичерину нужна была буферная республика»

— Почему большевики все-таки пришли к созданию белорусской республики?

— В обстановке, созданной Брестским миром, потребовалось создание Белорусского национального комиссариата (Белнацком) при Наркомате по делам национальностей РСФСР, который создали 31 января 1918 года. Его возглавил Александр Червяков. По мнению Ленина и Сталина, провозглашение белорусской республики подкрепило бы требование советской делегации о том, чтобы вывести немецкие войска с оккупированных территорий и воссоединить их с другой частью белорусских территорий, учитывая право наций на самоопределение. Тем более что германская и австрийская делегации в демагогических целях это право признали. И этим надо было пользоваться.

Напомню, что по Брестскому миру большая часть белорусских земель была под немецкой оккупацией. Южная часть была отдана немцами гетманской Украине, и только небольшая часть восточных земель была под властью Совнаркома Западной области.

— Чего хотел Белнацком?

— Белнацком и созданные в Российской компартии белорусские коммунистические секции считали, что итогом их работы должна стать автономная белорусская советская республика в составе РСФСР. Тем более что конституция июля 1918-го закрепила федеративный статус России.

Но Совнарком в Москве пошел дальше предложений Белнацкома. ССРБ создавалась как независимое государство.

— По чьей инициативе?

— Это совместное творчество Сталина и наркома иностранных дел Георгия Чичерина. Им нужна была буферная республика, которая бы закрыла путь интервентам на Москву и которой можно было бы торговать в случае мирных переговоров. А с другой стороны, такая республика могла бы стать плацдармом для революционной интервенции в Польшу.

— ССРБ провозгласили 1 января 1919 года в Смоленске. Жилунович возглавил правительство, а Мясников — образованную Коммунистическую партию (большевиков) Беларуси. В каких пределах была провозглашена республика?

— В нее вошли земли Виленской, Смоленской, Витебской, Могилевской, Минской, Гродненской и Черниговской губерний. Но в таком виде республика просуществовала чуть больше месяца. Правительство в Москве действовало жестко и цинично. БССР была нужна потому, что она отделяла Россию от враждебного капиталистического мира. Поэтому она должна продвинуться как можно дальше на запад и как можно меньше на восток. А если она не имеет достаточно сил, что противостоять польской агрессии, то объединяем ее с советской Литвой.

— Так возникла Литовско-Белорусская Советская Социалистическая Республика?

— Да, эта была идея Москвы: обрезать ССРБ до пределов Минской и Гродненской губерний и объединить с Литвой. Образована она была в конце февраля 1919 года и фактически прекратила существование к концу августа 1919 года, когда вся ее территория была захвачена польскими войсками.

В 1920 году произошло победоносное наступление Западного фронта в советско-польской войне, и 31 июля 1920 произошло вторичное провозглашение ССРБ в Минске. Но это была республика урезанного варианта, состоявшая лишь из 6 уездов: Минский, Борисовский, Бобруйский, Игуменский, Мозырский и Слуцкий, на территории которых проживало 1,6 млн. человек. Остальные белорусские земли были под Польшей либо Россией.

Когда стало ясно, что раздел Беларуси по условиям Рижского мира предрешен, белорусские коммунисты обратились в ЦК партии большевиков с письмом, в котором обосновали необходимость безотлагательного воссоединения с БССР восточно-белорусских губерний. То есть в таком случае республика станет тем естественным центром, к которому потянуться национальные и политические силы Западной Беларуси, оказавшиеся под Польшей.

Но воссоединение (Витебской и Гомельской губерний) стало возможным только после образования СССР: в 1924 и 1926 годах.

— Это называлось укрупнением.

— В советской историографии. Мол, советская Россия расщедрилась и подарила эти территории Беларуси. С нашей точки зрения это было воссоединение тех территорий, которые были провозглашены частью территории ССРБ 1 января 1919 года и отрезаны месяц спустя после того, как республика была создана. В этих границах БССР существовала до 1939-го, когда произошло воссоединение с Западной Беларусью.

Андрей Осмоловский, «КП в Беларуси»