Летописцы Победы

Фронтовые фотокорреспонденты не стреляли и не бросали гранат, но находились на передовой вместе с солдатами. Техника тогда не позволяла снимать издалека и чтобы сделать удачные кадры в условиях, когда «до смерти четыре шага», часто приходилось рисковать своей жизнью. Благодаря мужеству и преданности профессии они сумели запечатлеть ту страшную эпоху для нас, потомков. Среди них был и белтовец, Александр Дитлов, которому 26 марта исполнилось бы 110 лет. Лучшие его работы до сих пор являются документами большой эмоциональной силы. Накануне юбилея его дочь Ольга Дитлова предела в дар Музею Великой Отечественной войны 50 фотоснимков из семейного архива. Работы, сделанные в период освобождения Беларуси, знакомят современников с разрушенными Минском, возвращением беженцев в родные места, восстановлением хозяйства.

«Действительная ценность фотографии в том, что она идет вслед за человеком. Это – память, летопись. И важно, что ты для этой летописи что-то сделал», – так отзывался сам автор о своей деятельности.

Александр Сергеевич родился в Санкт-Петербурге в дворянской семье. До Великой Отечественной войны работал фотокором в газете «Рыбинская правда» в Ярославской области. В июле 41-го ушел на фронт, воевал в 37-й гвардейской Речицкой стрелковой дивизии начальником полевой химической лаборатории отдельной роты химической защиты. На фронте делал фотоснимки, писал и отправлял заметки в разные газеты. Увидев его талант, в 1943 году ему предложили работать военным корреспондентом Фотохроники ТАСС. Участник освобождения Беларуси, Польши, боев в Германии. В 1944 году гвардии старший лейтенант Дитлов был награжден орденом Красной Звезды. Победу встретил в Берлине. После войны был корреспондентом Фотохроники ТАСС по Калининградской области и Беларуси, затем работал в БЕЛТА. Один из первых председателей Белорусского союза журналистов. «Самый пишущий среди снимающих и самый снимающий среди пишущих», – так говорили о нем.

Александр Дитлов на фоне своих военных фотографий
Александр Дитлов на фоне своих военных фотографий

Его снимки, хранящиеся теперь в музее, воссоздают неповторимые образы тех далеких событий и их участников. Среди них, к примеру, знаменитая фотография Дитлова, вдохновившая писателя Маршака на стихотворение «Тигр и козленок».

Травой поросшая полянка…
Здесь меж осколков и воронок,
Привязанный к орудью танка,
Пасется ласковый козленок.
Он кувыркается по-детски,
И понимает он едва ли,
Что этот пленный танк немецкий
Когда-то тигром называли.
А танк, проделавший походы,
Должно быть, рад, что на покое
Способен все ж лишить свободы
Хоть это существо живое.

Подбитый "Тигр"
Подбитый «Тигр»

В постоянной экспозиции музея, посвященной освобождению Беларуси, есть групповая фотография воинов знаменитого 2-го гвардейского мотоциклетного Ярцевского полка 3-го Белорусского фронта, отличившегося в боях под Витебском в ходе освобождения Беларуси в 1944 году.

«С этим снимков ярцевцев связана одна интересная история, — рассказал ведущий научный сотрудник музея Эдуард Герасименок. — На фото среди бойцов и пулеметчик Николай Кочанов. Родители этого бойца получили на него похоронку и до конца войны не знали, что он живой. На братской могиле недалеко от Барановичей долгие годы на памятнике была высечена его фамилия».

Юноши и девушки, которые пришли на выставку, внимательно рассматривали уникальные черно-белые свидетельства той огненной эпохи.

…Стальные каски, сброшенные горкой под Толочиным, напоминают знаменитую картину Верещагина «Апофеоз войны». Панорама разрушенного Минска. Партизанский парад 16 июля 1944 года. Пожилая женщина в освобожденном Могилеве, горюющая на развалинах своего дома. Дети-беспризорники. А вот фото «Окончательная позиция гитлеровца», на которой убитый немец распластался на краю окопа, найдя свое последнее пристанище на белорусской земле. На одном из снимков на нас смотрит пожилой изможденный человек. «Это Мартынов, ему всего лишь 29 лет. После нахождения в оккупационных нацистских лагерях цветущий мужчина превратился в старика», — поясняет гид. — А вот «Возвращение местных жителей на свои пепелища». Снимок очень натурально предает эмоции. И даже несмотря на то горе, которое переживали, на их лицах проблески радости и надежды. Война закончилась, а, значит, теперь будет другая, счастливая мирная жизнь».

Немецкие каски у Толочина
Немецкие каски у Толочина

Посетители выставки поинтересовались у дочери знаменитого фотографа, зачем он снимал совсем малюсенькие фотографии во время войны.

«Солдаты приходили и просили – ну щелкни меня, чтобы я потом снимок домой послал, чтобы видели, — я живой, руки-ноги целы. И он ночью при свете костра печатал с негативов фото размером со спичечный коробок. И люди радовались этому бесценному снимку», — пояснила Ольга Дитлова.

На встречу в музей она принесла с собой фотографии 1946 года, на которых изображены родители за год свадьбы. Молодые, красивые, маме еще 19 нет.

«Смотрю на них и вижу людей, которые ценили каждый день и радовались, что после ужаса наконец-то наступил мир. Они по-настоящему любили жизнь и относились к ней так, как должно. После страшных военных фотографий папа начал много снимать любимую женщину. Многое в жизни человек способен вынести на своих плечах, и эти суровые фото нужно пропускать через себя. Хотя бы для того, чтобы на нашей многострадальной белорусской земле наши женщины могли улыбаться, а не оплакивать своих мужчин».

Многие снимки Александра Дитлова вошли в историю и составляют золотой фонд отечественной фотографии. 

У истоков фотохроники БЕЛТА

В фотоархиве БЕЛТА хранится более 700 оцифрованных фотоснимков, отображающих ход борьбы и подвиг советского народа в Великой Отечественной войне, сопротивление оккупантам на территории Беларуси, начало послевоенного восстановления страны. Из них около 200 кадров сделаны Владимиром Наумовичем Лупейко, который стоял у истоков фотохроники БЕЛТА.

Родился будущий военкор в 1917 году. Рано осиротел. Его мать умерла от тифа, отца убили белополяки. Вскоре мальчик пополнил ряды детей-беспризорников, потом оказался в детском доме в Борисове. Переломным моментом в судьбе Владимира Лупейко стала служба в армии. Здесь он впервые понял, что хотел бы посвятить свою жизнь искусству фотографии.

Молодой солдат во всем помогал полковому фотографу, и когда тот демобилизовался, занял его место. Лупейко снимал отличников боевой и политической подготовки, армейскую жизнь, выпускал фотогазету. Когда в 1936 году подошло время его демобилизации, командир наградил юношу фотоаппаратом «ФЭД». Приобретенный опыт в фотоделе помог Владимиру Лупейко устроиться на работу. В сентябре 1936 года в 19 лет он был зачислен в Белорусское телеграфное агентство на должность фотокора. А уже через три года стал фотокором агентства по Брестской и Пинской областям.

Поезд Берлин-Ростов. Первый эшелон демобилизованных
Поезд Берлин-Ростов. Первый эшелон демобилизованных

Войну Владимир Наумович встретил в Бресте, вступить в ряды действующей армии Лупейко не успел, слишком быстро наступал враг. Примкнул к брестскому подполью, а затем при первой же возможности ушел в партизанский отряд, в составе которого прошел всю войну. Наряду с другими партизанами ходил на боевые задания, но не только с оружием, а обязательно с фотоаппаратом. Нередко снимки были результатом «партизанских командировок» — за войну он побывал практически во всех отрядах Брестского и Пинского соединений. Добираться до мест дислокации отрядов было непросто и опасно. Но молодого бойца это не останавливало. Он считал своим долгом создать фотохронику партизанской борьбы. Когда наладилась связь партизан с Большой землей, отснятые Лупейко пленки начали переправлять в Москву, в фотохронику ТАСС. Снимки расходились по газетам, и миллионы советских людей узнавали о том, как борется с врагом оккупированная Беларусь. Фоторепортажи Лупейко «Подрыв вражеского эшелона», «Бой за хлеб» и другие были опубликованы во многих советских газетах. После войны Владимир Лупейко продолжил работу в агентстве, которому в общей сложности отдал 45 лет жизни!

Основу известной фотовыставки БЕЛТА «Беларусь помнит. 75 мгновений войны», посвященной 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, составили именно фотографии Владимира Наумовича. В экспозицию, которую несколько лет назад увидела в том числе и западноевропейская публика, вошли 75 фотографий о фронтовых буднях, партизанском движении, работе в тылу, освобождении Беларуси, восстановлении страны из руин. Среди кадров — аэрофотосъемка горящего Минска после налетов люфтваффе 24-25 июня 1941 года, эшелоны советских военнопленных, немецкой техники на столичных улицах, победное водружение знамени над Брестской крепостью, радостная встреча освободителей и разбор завалов в разрушенной столице на нынешнем проспекте Независимости. Для выставки работы отбирались по особому принципу: показать личные истории, фрагменты жизни людей, вовлеченных в войну, и при этом обозначить национальный аспект — потери Беларуси, ее освобождение и роль в завоевании Победы.

В архивах сохранилось немало фотографий о партизанском движении. Без прикрас, цензуры, воинствующего лоска. Реальная жизнь в борьбе с противником, с природными ненастьями, с суровым бытом, с самим собой, в конце концов. Здесь и фотографии с поля боя в 1943-1944 годах, во время трудных переправ через реки. Снимки партизанского досуга, нехитрых бытовых устройств (партизанская мельница, например), портретные кадры рядовых партизан и лидеров движения. Особое место отвели операции «Багратион» — одной из самых масштабных в истории человечества по значению, охвату территории, числу участников и оружия, степени секретности и стратегическому замыслу. Именно она принесла освобождение Беларуси. И именно партизаны сыграли в ней решающую роль. Командование вермахта даже предположить не могло, что через непролазные белорусские болота возможно переправить танки и другую тяжелую технику. Да еще в таком количестве, за такой короткий срок и абсолютно незаметно для противника. О том, как это было, показано на фотографиях военных корреспондентов БЕЛТА, многие из которых стали хрестоматийными.

Особого внимания заслуживают кадры, на которых запечатлены эмоции людей, затронутых жерновами войны. Это тот случай, когда лучше один раз увидеть, чтобы хоть отчасти уловить, что им довелось пережить в годы войны.

К слову, именно такой подход к рассказу о Второй мировой войне — через показ ее ужасов и бедствий, тягот, лишений и трагедий, что выпали на долю ее участников, а не через демонстрацию военной мощи, планов военного командования и схем сражений оказался наиболее понятным и близким современному зрителю.

Главное наследие наших фронтовых журналистов — их снимки и репортажи. Они, по-настоящему проникновенные и незабываемые, являются свидетелями тех трагических и великих событий. Фотографии не врут. Слова можно переписывать, предложения менять, а выражения лиц на фото — это навсегда. Ушли из жизни и Лупейко, и Дитлов, и другие их боевые товарищи, но во всех учебниках и музеях хранится их объективная правда.

Елена Николаева