Старайтесь не наступать на горло собственным убеждениям

«Почему я решил с вами поговорить о профессиональной востребованности? Ровно потому, что те навыки, которые вы можете получить – обучаясь журналистике, работая журналистом – будут востребованы на рынке, скорее всего, всегда. Я не говорю об умении говорить, писать, я говорю, прежде всего, об умении собирать, анализировать и доносить информацию до вашего потребителя, до аудитории, до тех людей, с которыми вы взаимодействуете. Это те навыки, которые позволят вам не потеряться на рынке труда», — с этих слов начал свою беседу в Международном журналистском клубе «Мастерская BY-RU» известный российский журналист Владимир Карпов.

На встрече в БГУ, где присутствовали как школьники старших классов, так и студенты журфака, он провел беседу на тему «Востребованность профессии журналиста в современном мире».

На площадке Zoom присутствовали учащиеся Гродненского государственного университета имени Я. Купалы, лицея №1 г. Барановичи. К беседе на время подключился и известный российский журналист Алексей Тимофеев, чтобы подвести итоги домашнего задания, которое он дал минской школе на февральском заседании. За лучшие ответы ребятам были вручены памятные призы.

Сергей Карпов и модератор дискуссии Елена Еловик
Владимир Карпов и модератор дискуссии Елена Еловик

«Говорят, что студент сначала работает на зачетку, а потом зачетка работает на него. Так же и в журналистике, да и в другой профессии. Если вы, особенно в самом начале своей карьеры, рвете жилы, чтите дедлайны, много читаете, работаете, не ноете и, даже если получаете небольшую заработную плату, вы зарабатываете гораздо больше. Вы зарабатываете себе имя. Потом это имя вы сможете дорого продавать на рынке, причем в абсолютно разных областях», — считает наставник.

Прежде всего, на взгляд Владимира Карпова, журналисту необходимо критическое мышление.

«Знакомы с этим термином? Что это означает для вас? Объясню на примере. Через Уильяма Шекспира. «Гамлет». Принц Датский, тень отца Гамлета, мать, отчим, бедный Йорик… И все знают прекрасно, что Гамлет – трагический герой, центр повествования. Мы ему сочувствуем, за него переживаем, мы с ним сживаемся, — рассуждал он. — А теперь включаем критическое мышление. А что, если посмотреть на ту же самую историю, но с точки зрения матери Гамлета? Сумасшедший сын, который разговаривает с призраком отца, мешает ей устроить личную жизнь, лезет куда не следует и всячески отравляет ее существование. Вот как эта история выглядела бы с точки зрения матери. Старайтесь взглянуть на то или иное событие с разных сторон, старайтесь вставать в тапки тех людей, о которых вы рассказываете. Старайтесь понять, почему они поступили так, а не иначе. Тогда вам многое станет понятно. Тогда для вас сотрутся те самые черные и белые тона. Кстати, это востребовано аудиторией, просто имейте это в виду. Люди ждут от вас, когда вы скажете, что хорошо, а что плохо. Не давайте им такой возможности. Не берите на себя ответственность говорить – вот это хорошо, а это плохо. Заставляйте их думать самих. Тогда у вас появится беспристрастность».

Наставник дал совет собравшимся – стараться не наступать на горло собственным убеждениям.

«С рядом работодателей я расставался именно из-за этого. Например, радио «Свобода», — признался он. — Я для них делал какие-то материалы, им очень нравилось. Однажды поехал на семинар, а это было начало 2000-х… Туда приезжали журналисты, в том числе американские, и рассказывали очень правильные вещи про то, как нужно делать новости, как доносить информацию. Но потом они начали поучать, как важно правильно говорить о событиях в Чечне. Я отвечаю, мол, что значит правильно? И здесь они стали противоречить сами себе. Сначала они призывали к всеобъемлющей информации, которая позволяет по-разному посмотреть на одни и те же вещи, а после этого перешли к рассказу о том, что такое правильно, что нужно акцентировать внимание на злодеяниях российской армии и избегать терминов «террористы», например. И желательно каждый выпуск новостей начинать именно с этого. А так как я был по другую сторону баррикад, с ними у меня дороги разошлись. Думаю, вы с этим сами столкнетесь совсем скоро и перед вами тоже будет этот выбор – продолжать работать или искать что-то другое. Старайтесь на горло собственным убеждениям все-таки не наступать. Потом у вас появятся самоуважение к себе же и другие возможности, которыми вы непременно воспользуетесь. И еще одна вещь, которую бы избегал на вашем месте, — эмоциональное включение. Это бывает очень тяжело. Особенно если вы рассказываете о чем-то, что касается непосредственно вас. У меня в работе очень много было таких примеров, когда этого самого эмоционального включения было очень сложно избежать. Тебе может быть страшно. Ты можешь испытывать гнев, отвращение к герою или к событию, которое освещаете… Не знаю, как это сделать, но просто со временем у вас вырастает кожа. Она будет толще, толще и толще. Это будет вашей профессиональной деформацией, но и одновременно убережет вашу психику от ненужного воздействия окружающей атмосферы, скажем так. Просто помните, что эмоциональное включение не даст вам возможности объективно посмотреть на то или иное событие».

Участники мероприятия
Участники мероприятия

За два часа общения учащиеся задали около 30 вопросов. Где заканчивается грань между нейтральным журналистом и начинается политически окрашенный журналист? Считаете ли вы себя пропагандистом? Смогли ли вы остаться в душе подростком? Легко ли оставаться безэмоциональным и хладнокровным? Не кажется ли вам, что, учитывая современные реалии, журналистика буквально выгрызла свое место на площадке YouTube и Tik-Tok у блогеров?

Попросили ответить выступающего конкретно на вопрос, у какой известной личности он хотел бы взять интервью и почему.

«У Путина. Это действительно интересно. По многим параметрам. Ровно потому, что это человек, который принимает решение, от которых зависят миллионы жизней. Мне хочется понять, как он эти решения принимает», — признался Владимир Карпов.

В конце встречи под громкие аплодисменты аудитории наставник вручил за лучший вопрос книгу Владимира Мединского «Война» с автографом автора.

Ангелина Светлова