Крах доллара всё больше становится весьма близкой перспективой. Из международного средства платежей американская валюта становится геополитическим оружием Вашингтона, с которым Белый дом обращается весьма небрежно. США, вероятно, не замечают, что в мировой рыночной экономике они не одни. Как минимум поведение как у слона в посудной лавке может привести к фрагментации макрофинансовой системы. Целые регионы уплывают из-под влияния «мирового гегемона». И это лишь начало бесславного конца североамериканского «града на холме».
Прогнозам о том, что доллару скоро настанет конец – сто лет в обед. Про это многие слышали ещё в молодости, в лихие 1990-е от «ура-патриотов». Но годы шли, а американская национальная валюта сохраняла свой глобальный статус. Сохраняет она его и сегодня. Однако именно в 2022 году начались процессы, которые реально стали угрожать доминированию зелёной бумажки. Введённые Вашингтоном санкции против России поставили под угрозу главное, что обеспечивало реноме доллара, – стабильность и надёжность.
История творится у нас на глазах
Либеральная британская газета Financial Times отмечает:
США и их союзники рискуют спровоцировать ответный удар, который может подорвать американскую валюту и расколоть международную финансовую систему на конкурирующие блоки, что может ухудшить положение всех сторон.
По словам аналитиков, не стоит переоценивать влияние американских и европейских санкций. К ним не присоединилось большинство населения земли. Ни Китай, ни Индия, ни Бразилия, ни ЮАР, ни Индонезия, ни Пакистан, ни Мексика, ни Турция, ни прочие государства рестрикции против нашей страны не ввели. И игнорировать данный факт – значит заниматься самоуспокоением.
Доллар из международного средства расчётов превратился в оружие. И это явно не идёт ему на пользу, поскольку снижает ценность валюты. Раз Белый дом может в одночасье заблокировать доллары для России – значит, сможет сделать то же самое и в отношении Китая, начни он тайваньскую операцию, и в отношении любого другого серьёзного геополитического игрока, не говоря о странах вроде Ирана, то есть региональных держав.
Ещё одно печальное для Запада следствие – запуск процесса фрагментации мировых финансовых рынков. Уже сейчас страны-участницы БРИКС начали переговоры о создании собственного аналога системы расчётов, которая, естественно, будет противопоставлена SWIFT. Об этом, по сути, прямо сказал министр финансов России Антон Силуанов в одном из последних интервью. Кроме того, он заявил, что Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР ведут работу по дедолларизации взаимной торговли. На минуточку – в совокупности данные государства составляют около 1/3 внутреннего валового продукта планеты и едва ли не половину населения.
Отказ в расчётах от американской валюты – не просто фантазия и не выдача желаемого за действительное. Информационное агентство Bloomberg говорит о том, что в марте 2022 года несколько китайских компаний приобрели русский уголь за юани. Ранее сообщалось про предварительную договорённость Китайской Народной Республики и Саудовской Аравии о переходе в торговле нефтью на юани. Саудиты занимают 16% рынка чёрного золота в КНР – объёмы поставок составляют примерно 87 миллионов баррелей ежегодно. Очередной тревожный звоночек для глобализма.
Кстати говоря, даже неспециалистам известен термин «нефтедоллары». Его придумали в 1973 году во время знаменитого энергетического кризиса и как раз применяли в отношении Саудовской Аравии. Сейчас, когда Россия переводит торговлю чёрным золотом с недружественными государствами в рубли, а КНР переходит на юань во взаимной торговле с крупнейшей монархией Персидского залива, впору говорить о «нефтерублях» и «нефтеюанях».
Именно попытка изолировать Россию ускорит дедолларизацию и девестернизацию мира, который и так становится всё более многополярным,
– считает французский экономист и аналитик Александр дель Валль.
Впрочем, что говорить о мировых гигантах вроде Китая или Индии, если даже внутри своего блока евроатлантисты не могут навести элементарный порядок. Венгрия жёстко выступила против эмбарго на импорт русских энергоносителей и заявила, что не против оплаты нашего природного газа в рублях. Дескать, у Будапешта и Москвы двусторонний контракт, а значит, это дело двух стран, а не «общественное». Турция даже не ввела санкций в отношении России, хотя является одним из старейших членов НАТО (с 1952 года) и стоит, по крайней мере формально, на очереди в Европейский союз.
Что с того?
Известный трейдер и консультант Федеральной резервной системы Джим Синклер как-то написал:
Когда Никсон отменил золотое обеспечение доллара, он перевёл его на нефтяное обеспечение. Он заключил соглашение с Саудовской Аравией о том, что все энергетические контракты будут номинированы в долларах. Поэтому нефтедоллар – это сфера спроса, для расчёта по контрактам необходимо покупать доллары, нефтедоллар – это стандарт, на котором базируется сила доллара США.
Если вдуматься, прошло уже 49 лет – внушительный срок, целый исторический цикл. За почти половину столетия менялись доминирующие в мире державы, изменялись финансовые системы. Сейчас политические и экономические процессы безмерно ускоряются с развитием высоких технологий. А значит, и крах доллара, неизбежный, как крушение Британской империи или колониализма, становится ближе. Теперь это реальность, в которой мы живём, а не бредни конспирологов.