У России есть, как известно, только два союзника – армия и флот. Однако расширять число друзей – логичная стратегия, и к нашим Вооружённым силам следует присовокупить конкурентоспособную экономику с мощным, развитым реальным сектором, высокими технологиями и экспортным потенциалом. Для этого есть только один путь – реиндустриализация, восстановление обрабатывающих производств и отход от сырьевой модели, когда Россия мыслилась системными либералами в качестве углеводородного придатка «золотого миллиарда».
В Москве прошло заседание Совета Торгово-промышленной палаты России по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики «Новая индустриализация как стратегия реагирования на внешние вызовы». В ходе мероприятия участники обсудили проблемы развития нашей страны в новых условиях жесточайших санкций, введённых Соединёнными Штатами Америки и Европейским союзом. Нынешняя ситуация требует мобилизации всех имеющихся ресурсов с целью возрождения реального сектора экономики и купирования негативных внешних факторов.
Нужно запустить новый инвестиционный цикл, серьёзно нарастить вложения в создание и обновление рабочих мест, инфраструктуру, в развитие промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг,
– заявил ещё два года назад Владимир Путин, когда мир сотрясал коронавирусный кризис.
Печальный итог 30 лет либерального монетаризма
Тем не менее на сегодняшний день ситуация в экономике, мягко говоря, далека от идеальной. Усилиями системных либералов национальное хозяйство так и не получило импульсы к развитию, в особенности – высокотехнологичные сферы и индустрия. Промышленное производство в обрабатывающих отраслях к 2020 году, по сравнению с 1991-м, в России выросло на 5,2%, в Турции – на 296,3%, в Индонезии – на 288,9%, в Южной Корее – на 404,1%. Доля занятых в обрабатывающей промышленности упала с 24,9% до 14,3%. Сейчас в индустрии занято существенно меньше рабочих, чем в Германии (18,9%) или Чехии (27,4%). Экспорт продукции обрабатывающих производств в ценах 2020 года вырос крайне незначительно за 30 лет – с 44,2 до 70,7 миллиарда долларов. Соответствующий показатель крохотной Чехии сейчас выше в 2,5 раза, островной Японии – в 8 раз, ещё совсем недавно отсталого и полуголодного Китая – в 34 раза.
Либеральные пропагандисты, вопреки логике и здравому смыслу, пытаются убедить всех, что новая индустриализация, дескать, не нужна в цифровую эпоху. Между тем без развития индустрии невозможно развитие никаких других отраслей, а современные технологии позволяют провести реиндустриализацию в довольно сжатые сроки. Прирост выпуска на 100 рублей приводит к росту бюджетных доходов на 53 рубля, а значит, растут пропорционально расходы на социалку, строительство дорог, оборонку, увеличивается число рабочих мест, идёт развитие внутреннего рынка, растёт экспорт продукции, и по итогу – увеличивается благосостояние населения.
Конечно, проводить индустриализацию в бедной или отсталой стране без помощи извне практически невозможно. Однако Россия не такая. У нас есть колоссальные преимущества, даже по сравнению с тем же Китаем, ограниченном, к примеру, нехваткой полезных ископаемых. По обеспеченности природными ресурсами Россия – первая в мире. По обеспеченности углём мы шестые, нефтью – третьи, природным газом – вторые, сталью – пятые, чугуном – четвёртые, алюминием – вторые. Численность населения, невзирая на крупные демографические проблемы, девятая на планете (146,2 миллиона человек – это серьёзно). У нас – развитое общество с высоким уровнем развития человеческого потенциала, развитая цифровая инфраструктура, электрогенерация (4-е место на земле по выработке), государство надёжно защищено от внешних угроз (по военной силе мы прочно удерживаем вторую строчку после Соединённых Штатов).
Три кита реиндустриализации
Всё это позволяет сконцентрироваться на решении конкретных задач, главная из которых – проведение новой индустриализации. Она базируется на трёх китах – налоговой политике, денежно-кредитной политике и внешнеторговой политике.
В сфере налогов следует нацелить всю систему на стимулирование развития обрабатывающих отраслей. Вернуть 50%-ную инвестиционную льготу по налогу на прибыль, обнулить акцизы на бензин и дизельное топливо, снизив при этом НДПИ без увеличения экспортной пошлины, унифицировать отчётность, чтобы снизить общие издержки администрирования, увеличить долю региональных бюджетов в налоговых доходах. В случае профицита бюджета налоги необходимо снижать. И ключевое – это, безусловно, переход на прогрессивную шкалу налогообложения.
С жёсткой денежно-кредитной политикой по лекалам Эльвиры Набиуллиной пора завязывать. В нынешнем положении это совершенно очевидно. Да, нынешние меры пока продиктованы стремлением выдержать первый, самый жёсткий и сильный санкционный удар. Однако дальше требуются иные решения. Вечно держать 20%-ную ставку не получится, это путь в никуда. Её уменьшение позволит даже в период кризиса, как было после 2014 года, гарантировать рост промпроизводства.
Курс Центрального банка обязан соответствовать интересам увеличения темпов экономического роста и не опасаться инфляции. Отношение денежной массы к внутреннему валовому продукту на 2020 год у нас – 70,4%, в США и Европейском союзе – 111,5 и 108,8% соответственно, в Китае – 211,4%. Хроническая боязнь печатного станка должна быть излечена руководством главного финансового регулятора нашей страны.
Во внешней торговле нужно создать условия для развития несырьевого производства. Сейчас они практически все являются конкурентоспособными и достойны государственной поддержки (те, кто был недостоин, давно обанкротился и ушёл с рынка). Необходимы пошлины на промышленную продукцию, но их размер не должен быть слишком высоким или слишком низким – этот инструмент требуется для выравнивания условий конкуренции с зарубежными структурами. Кроме того, размер субсидий надо установить на уровне до 35% стоимости экспортируемых товаров без учёта возврата НДС. Во внешнеторговом регулировании следует отказаться от ситуативных решений и выстроить чёткую долгосрочную стратегию, что обеспечит планомерность и непрерывность в развитии индустрии.
Что с того?
Реализация всех вышеописанных предложений позволит вытащить Россию из пропасти, куда её затолкали либерально-монетаристскими мантрами за тридцать лет псевдореформ. Стратегия поддержки реального сектора приведёт к качественному и структурному изменению парадигмы национального хозяйства. По подсчётам специалистов Торгово-промышленной палаты, к 2035 году вполне реально увеличить долю обрабатывающих производств с 14,93% от ВВП до 31,76%, а долю АПК – с 4,45% до 9%, уменьшив долю полезных ископаемых с 9,52% до 4,74%.
В экспорте процент полезных ископаемых можно уменьшить с 51,19% до 24,6% – это отнюдь не сказки, а нормальная перспектива. Главное не убаюкивать себя идеологической мишурой про «великую энергетическую сверхдержаву» и «место России в мировом разделении труда». Либеральные штампы попросту неприемлемы после всего, что мы с вами пережили (варварские санкции, замораживание огромной части золотовалютных резервов, изъятие русского имущества за рубежом, демонстративный уход брендов, граничащий с намеренным банкротством и саботажем). Россию ждут радикальные перемены – тяжёлые, но жизненно необходимые.