«Гобелен века». Верить в мудрость живых

С «Гобелена века» на нас смотрят около ста известных людей планеты, среди которых Папа Римский, Черчилль, Сталин, Хемингуэй. На самом верху, в одном из его углов, — портрет самого автора и Александра Лукашенко. О чем думают они, вершители судеб и самой истории? О том, что сегодня рушатся казалось бы незыблемые истины, низвергаются авторитеты? О том, что в разных уголках света полыхают пожары ненависти и брат снова готов пойти на брата? Монументальное полотно — это не только исторические параллели, пересечение судеб и взглядов, но и что-то гораздо более важное и осмысленное, которое нужно наконец-то достать из «потаенного сундука» и показать современникам.

«Гобелен века» Александра Кищенко является самым большим в мире и занесен в Книгу рекордов Гиннесса, имеет статус историко-культурного наследия Беларуси. Бывший Генсек ООН Перес де Куэльяр не раз сравнивал картину с «Герникой» Пикассо. Шедевры похожи не только своим гигантским размером, но и силой исторического, нравственного толкования, глубоким философским символизмом, реальностью «высшего порядка».

Александр Кищенко
Александр Кищенко

Народный художник Беларуси был хорошо знаком с Шолоховым, Параджановым, Образцовой, Свиридовым. Его работы находятся в частных коллекциях Билла Клинтона, Франсуа Миттерана. Он полагал, что «на беспристрастном безмене истории кисть Рафаэля имеет одинаковый вес с мечом Македонского». Для мирового сообщества он — один из выдающихся людей XX века. У себя же на родине даже не все соотечественники знают имя Великого Мастера. А знаменитый гобелен, который до сих пор является непревзойденным образцом художественного ткачества, поныне пылится в запасниках Национального художественного музея.

Странник наш

Обладая десятком профессий, на оформлении одних интерьеров Кищенко мог бы заработать приличные деньги. Но полгал, что в жизни есть нечто гораздо сильнее «золотого тельца». Работая над гигантским гобеленом, прекрасно понимал, что никто и никогда его не купит. В результате — пять лет напряженного труда, потеря слуха и резкое ухудшение зрения. А в награду — лишь собственное удовлетворение. «Подобный образ жизни — по Платону, когда идея определяет действия, поступки и оказывается выше всех материальных благ», — так сам мастер определял свое призвание.

О кропотливости работы свидетельствует такой факт: вначале вручную полотно ткали 8, а затем уже 14 сотрудниц Борисовского комбината прикладного искусства. В удачный день удавалось создать 3 сантиметра полотна, в напряженный, когда требовалось «выписать» много лиц, и вовсе 1 сантиметр. Монументальное произведение говорит о вечных вопросах бытия. Что есть жизнь? Постоянная борьба добрых и злых сил, Христа и Антихриста. И каждому рано или поздно предстоит сделать выбор, на какой он стороне. Будущее же всего человечества может состояться лишь в том случае, если высокие нравственные идеалы завладеют общественным сознанием, станут нормой жизни каждого человека.

За это величественное произведение Александру Кищенко была присуждена Государственная премия Беларуси.

"Гобелен века"
«Гобелен века»

Кищенко всеми фибрами души чувствовал, что судьба его «Гобелена века» будет незавидной. Увы, он оказался прав: вот уже без малого 30 лет гобелен-путешественник лежит мертвым грузом, свернутый в огромный рулон, и практически не покидает темниц. Да и при жизни мастера не нашлось места в павильонах для его творения. Помню, занималась тогда этой темой и в разговоре с одним из чиновников Минкульта услышала фразу:

— Зачем он создавал такового гиганта? Ведь знал же, что негде будет его повесить?!

Тогда же ходили слухи о том, что полотно будет выставлено в музее современного искусства, но здание так и не построили. Вдова художника Нина Кухаренко когда-то предлагала разместить гобелен в новом здании Национальной библиотеки, однако в министерстве не услышали, и картина по-прежнему оставалась бездомной.

Бизнесмен из Украины в лихие 90-ые предлагал тайно вывезти его за границу. Называл даже цену покупки — 1 миллион долларов. На что Александр Михайлович ответил: «Гобелен принадлежит не мне, а народу».

Гобелен-путешественник

Долгое время полотнище хранилось в своем родном доме, там, где оно появилось на свет, — на Борисовском комбинате декоративно–прикладного искусства им. А.М.Кищенко. Но недавно предприятие признано банкротом, а потому гобелен перевезли в Национальный музей.

Гобелен, надо отдать должное, проветривают, обрабатывают некими химикатами, но люди-то его не видят! И он долгое время лежит в свернутом состоянии.

На свет Божий полотно выставлялось всего семь раз. Последний – в Банке развития в Минске.

Неужели и дальше, где-то в кромешной темноте, гобелен, которому уже 28 лет, будет истлевать? Когда свершится явление гобелена народу? Вдова художника Нина Владимировна боится, что этого и вовсе не произойдет.

«Решение должно приниматься на уровне высших должностных лиц. И для него должно быть помещение, которое подходило бы по высоте, — рассказывает она. – В свое время с архитектором Олегом Воробьевым обсуждали планы перевозки его в здание нового исторического музея. Но вопрос строительства отпал, решили уплотнить существующую застройку и тем самым расширить музейные площади. А ведь был же удачный пример — в 2014 году в Банке развития две недели висел Гобелен, он там великолепно смотрелся, экспозиция пользовалась огромным успехом. У людей появилась уникальная возможность увидеть шедевр, о котором до этого они только читали в прессе. Но, к сожалению, там здание банка, а потому на долговременную экспозицию рассчитывать не пришлось».

Руководство банка тогда заявляло, что посетители выставки работе банка никак не помешают, ведь специально сделали вход на экспозицию в нерабочее время. Заметим, что примеров соседства великого искусства и бизнеса немало. Например, в Нижнем Новгороде в Госбанке, который расписан самим Иваном Белибиным, тоже доступ ограничен. Однако проходят экскурсии, если не ошибаюсь, несколько раз в месяц. Желающие полюбоваться знаменитыми сказочными сюжетами и орнаментами записываются за год вперед! Несомненно, и в Беларуси на легендарное полотно Кищенко народ непременно ломанулся бы!

Некоторые искусствоведы считают, что для такого уникального экзотического произведения следовало бы построить специальное здание. Со временем оно могло бы стать культовым местом, туристы из разных стран приезжали бы посмотреть это чудо их чудес! Конечно, сегодня в повестке СМИ новости совсем из другой серии: Украина, беженцы, стрельба, переговоры… Но рано или поздно пушки перестают стрелять. А чтобы это случилось раньше – люди должны видеть эти шедевры-предостережения.

Ангелина Светлова