«Журналист не должен ублажать гостя»

Мастерская

Откуда берутся хорошие темы для беседы? Почему интервью со звездами не всегда проходят «по плану»? Действительно ли есть люди, разговор с которыми может не получиться даже у большого мастера? Правда ли, что интервью со своими кумирами нередко приводят к разочарованиям? Известный обозреватель и ведущий эфира на радио «Sputnik» Алексей Тимофеев на заседании Международного журналистского клуба «Мастерская BY-RU», которое прошло на факультете журналистки БГУ, ответил на эти и другие, острые и смелые, вопросы участников встречи. К разговору по Zoom подключились и учащиеся из Барановичей и Гродно.

Тема беседы — «Ошибки в общении с известными людьми».

Диалог со слушателями клуба длился почти три часа. Наставник интересно, откровенно, порой с легкой долей иронии, рассказывал, как проходят интервью со звездами, политиками, писателями, учеными, словом теми, кого принято называть лидерами общественного мнения.

Модератор дискуссии Елена Еловик и гость "Мастерской BY-RU" Алексей Тимофеев
Модератор дискуссии Елена Еловик и гость «Мастерской BY-RU» Алексей Тимофеев

«Интервьюер производит вопросы, а интервьюируемый ответы. А чего еще не хватает в этой схеме? Правильно, атмосферы! – обратился он ко слушателям. – Руководители программы ставят перед телевизионщиками и радийщиками задачу – сделать так, чтобы получилось, как на кухне, создать уютную атмосферу. Собеседник приходит к нам на радио в гости, а значит, он должен почувствовать себя, как дома. Если мы создадим для него такую привычную комфортную обстановку – поверьте, он раскроется и рейтинг программе обеспечен, никто никогда не переключится с вашего канала на другой».

Выступающий признался, что является фанатом Николая Солодникова и часто смотрит его канал «ещёнепознер» на видеохостинге Youtube.

«Скучнее этого человека для моей жены и некоторых моих друзей вообще нет. Я кайфую от его бесед с режиссерами, музыкантами и другими гостями, потому что мне это интересно. А это слово — ключевое в нашей профессии. Нам с вами должно быть интересно, — рассуждал он. — Конечно, к интервью нужно готовиться: почитать, что ваш потенциальный собеседник сказал по тому или иному поводу, изучить его факты биографии, вникнуть в его сферу деятельности. Да и вообще здорово быть Познером, когда к тебе раз в неделю приходит гость и вы с ним сидите вальяжно перед камерой и непринужденно общаетесь на разные темы. Но как бывает на практике? Я, например, в рамках своей работы, ведущего линейного эфира, провожу в день около 15 интервью: с утра события на Шри-Ланке, через пару часов землетрясение у берегов Филиппин, а потом нужно будет говорить про биткойн, события на Украине… И это на самом деле очень тяжелая работа. Дудь, Шихман, Собчак, Познер, Жандарев – это талантливые журналисты, работающие на свою авторскую программу. А нам, рабочим лошадкам СМИ, нужно обеспечить покрытие всего информационного фронта. В день у тебя, например, восемь разных тем и столько же интервью, пусть даже 15-минутных… Иногда просто не хватает времени, чтобы заранее подготовиться, позвонить к экспертам, взять у них комментарий. И мы с вами в любой момент должны быть во всеоружии во время беседы. Как готовиться к таким разговорам? Получать интересную информацию – читать книги, газеты, смотреть видеоролики, ходить в кино и театр, общаться со сверстниками. То есть сама наша повседневная жизнь и есть подготовка к будущим интервью».

Учащиеся "Мастерской BY-RU"
Учащиеся «Мастерской BY-RU»

Слушатели спросили, а чья манера ведения интервью категорически не нравится Алексею Тимофееву.

«Наверно, все-таки Дмитрия Гордона… Столько елея, меда, облизывания гостей нет ни у одного интервьюера. По-моему, это недопустимо для беседы в эфире, — признался выступающий. — Правда, нельзя не заметить, что такая «теплая ванная», то есть благоприятные условия для гостя, комплименты настраивают его на позитив, позволяют завязать личные отношения. Но при этом делают разговор приторным, его невозможно слушать. Ты зачем человека позвал? Чтобы ублажить его? Кроме того, такая обстановка позволяет гостю врать, да и тебя самого дискредитирует, твое звание журналиста. Чего ты его облизываешь? Ведь ты с ним наравне, ты должен чувствовать уважение и к себе тоже».

Ребята попросили посоветовать, кого из современных авторов стоит им почитать.

«В университете я познакомился с творчеством Пелевина. Не думал, что так вообще можно писать, что бывает такая литература – отвязанная, очень крутая, необычная, философичная, при этом интересная. Его книжки произвели колоссальное впечатление, они перевернули всю мою жизнь, — признался радиожурналист. — Виктор Олегович для меня самый гениальный и великий среди ныне живущих русских писателей. Я бы обязательно посоветовал вам почитать романы «Чапаев и Пустота» и «Generation «П», «Empire V». А его «S.N.U.F.F.» — это вообще книга-предсказание, в которой он предвидел события на Украине».

Совместное селфи гостя с учащимися "Мастерской BY-RU"
Совместное селфи гостя с учащимися «Мастерской BY-RU»

Уже в самом конце долгого и увлекательного разговора наставник дал учащимся домашнее задание – придумать парафраз вопроса «в чем смысл жизни». На одном из очередных заседаний школы журналистики Алексей Тимофеев озвучит авторов лучших вариантов ответов, которые получат ценные призы от известного радиожурналиста.

***

Краткая биография:

Родился в Донецкой области в 1983 году. Окончил университет по специальности «политолог». Учебу в аспирантуре сочетал с работой в рекламном агентстве в должности копирайтера.

С 2006 года начал работать в СМИ в качестве ведущего и режиссера телевизионных программ. В качестве режиссера снимал программы для федеральных и московских телеканалов.

С 2010 по 2015 гг. — автор и ведущий программ на радиостанции «Маяк».

В 2011 г. номинирован на премию «Радиомания» в категории «Лучшее развлекательное шоу».

Работу в радиоэфире совмещал с ведением программ на телеканалах «Москва. Доверие», «Столица», «КП ТВ» и др.

Регулярно выступает в качестве эксперта в политических и социальных ток-шоу «НТВ», «Первого канала», «Россия-1» «Звезда» и др.

Обозреватель и ведущий эфира на радио «Sputnik» с 2015 года.

Анастасия Еремчик