Как писателю Трахименку удалось «предсказать» Казахстан

Десять лет назад цыганка нагадала писателю полсотни произведений. На тот момент в его багаже было только 23 книги. Он тогда иронично заметил, что миссия пока еще не выполнена. «Трудно сказать, сколько и чего написано, легче подсчитать то, что издано. Так вот на сегодняшний это всего сорок пять книг. Таким образом, и миссия не выполнена, и итоги подводить рано. А еще у меня есть мысль обмануть предсказание и написать сорок девять книг», — говорит автор. Беседуем с известным белорусским писателем, доктором юридических наук, профессором Сергеем Трахименком о том, как ему удалось «предсказать» Казахстан, когда закончится пандемия и почему многие его персонажи остаются у разбитого корыта.

***

 В прошлом году вышел роман «Когда хвост виляет собакой». В нем идет речь о вымышленной 16-ой республике Елактау, созданной после развала СССР. В книге на территории Средней Азии разворачивается политическая борьба за власть среди двух кандидатов, в ход идут манипулятивные технологии. Не кажется ли вам, что подсознательно вы предвидели многое из того, что происходит сегодня в Казахстане? И почему вдруг решились взяться за непривычный ранее вам жанр — политического детектива?

— У меня давно зрела мысль, создать некую шестнадцатую республику и как на модели, «прокрутить» политические процессы, которые проходили в постсоветстких государствах. Могу сразу сказать – это у меня не получилось. Потому что при определенной близости проблем каждая из бывших советских республик имеет свою специфику. Но кое-какие попадания все же случились. В вымышленной республике Елактау так же как и во многих других возникает проблема «транзита власти», её руководство отслеживает опыт соседей и находит гениальный, по их мнению, выход. В этом романе у меня «образовалась» группа аналитиков высокого класса. Они не позволяют оставить их в небытии, и я взял их в следующий роман данной тематики, который носит название «Время лимитрофов».

Сергей Трахимёнок
Сергей Трахимёнок

— 2022 объявлен в Беларуси Годом исторической памяти. Вы немало сделали, чтобы приоткрыть неизвестные страницы, в частности, истории Великой Отечественной войны. Расскажите, хотя бы о нескольких исторических сюжетах, которые нашли свое воплощение в ваших произведениях.

— В середине девяностых я познакомился с интересной спаркой кинорежиссеров Александром Беспалым и Владимиром Грицевским, которые убедили меня взяться за написание сценариев к приключенческим фильмам. Однако посредники из России, делая заказ на сценарий, всегда подводили с реализацией. Вот тогда меня нашли неигровики. Они предложили написать сценарий о разведгруппе «Джек», которая на Третьем Белорусском фронте обеспечивала командование данными о дислокации частей и передвижении войск противника в Восточной Пруссии. Главным действующим лицом этого сценария был Геннадий Юшкевич, в те времена мальчишка, которому было всего пятнадцать лет. После выхода фильма на экраны, ко мне стали прибиваться люди, детство которых выпало на время оккупации Беларуси в Великую Отечественную войну. Так возникла книга «Белли пуэрри».

— Сергей Александрович, в своем романе «Нобелиат», вышедшем в свет три года назад, вы, как сказал один литературный критик, взяли Нобелевку «на разбор». В жанре авантюрного детектива вы рассказали о многих современных проблемах, волнующих сегодня общество. Откуда взялась такая идея и почему в итоге все герои романа оказываются у разбитого корыта?

— О… если бы я знал, откуда берутся идеи, я бы этот источник опечатал, закрыл на ключ, время от времени открывал бы замок и пользовался его содержимым. Но у меня нет такого источника. Чаще всего ты начинаешь писать повесть, роман, имея ввиду совершенно не то, что, в конце концов, получается. Я не думал «разбирать» Нобелевку, просто эта премия как жена цезаря была вне критики. Хотя это, пожалуй, единственная премия, в которой объективно невозможно установить четких критериев оценки литературного творчества соискателя. В романе две линии. Одна – афера, которую издатель предлагает главному герою, чтобы сделать его лауреатом. Вторая – жизнь молодежной «тусовки», которая, не видя перспектив в мире монетаризма, создает свой упрощенный мир, в котором отсутствуют деньги. А у разбитого корыта персонажи остаются потому, что начинают пахать не свою делянку, попадаясь на удочку чужих ценностей и ориентиров.

 — Недавно на экраны вышла военная кинодрама «Летчик». Актер Петр Федоров в картине — это собирательный образ отважных героев, которые, как Маресьев, не сломались под грузом жизненный обстоятельств и остались верны своим принципам. А правда, что вы были знакомы с самим Маресьевым?

— Я был знаком с Захаром Артемовичем Сорокиным. Он был моим земляком, воевал на Северном флоте в составе эскадрильи знаменитого дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова. Зимой сорок первого в воздушном бою был сбит, его истребитель упал на замершее озеро, где чуть раньше приземлился сбитым его звеном немецкий бомбардировщик, в котором выжили два летчика. В бою с ними уже на земле он вышел победителем, но получил ранение. Семь суток в условия полярной ночи полз в сторону расположений наших войсковых частей, обморозился. В результате чего ему ампутировали ноги. Но желание вернуться в строй было сильнее этих обстоятельств. Он добился приема у командующего флотом и попросил направить его на повторную медкомиссию для определения годности к полетам. Как он сам мне рассказывал, ему со скрипом выдали разрешение летать, но запретили прыгать с парашютом «на твердую землю».

— Как живется писателю в ковидные времена? Как вам кажется, когда закончится масочный период?

Так же как не писателям. Мне приходиться читать лекции в вузах, общаться с большим числом студентов и конечно, я привит. Что касается вопроса «когда»? Если отталкиваться от гипотезы того, кто ковид некая замена мировой войны, то «ядро» таких войн составляет четыре года.

— Вы относитесь к писателям, обладающим огромной провидческой силой. Не раз в этом убеждалась. Какая картинка рисуется в вашем воображении на ближайшее будущее?

— Парадоксально, но такие «провидческие» вещи действительно возникают, но не как ответы на прямые вопросы, а как-то совсем иначе. Например, ты пишешь книгу, создаешь в ней свой мир. И вдруг законы и события этого мира повторяются позже в мире реальном. Так было с романом «Бог любит Одессу». Я писал его по событиям 2007 года, не предполагая, что они подтвердятся после 2014-го.

— Не отражает ли концовка многих произведения ваш пессимистичный взгляд на происходящее в мире?

— Нет, это, скорее всего, реалистический взгляд на мир. Комплимент — вещь приятная, но очень опасная. Она неадекватно оценивает явления, предмет, обстановку. А раз так, то принимается неверное решение, на которое тратиться ресурс выживания… А это как раз цель в любом геополитическом или цивилизационном противоборстве, заставить оппонента потратить ресурс на негодный объект, чтобы ослабить его. Поэтому, как ни приятен комплимент, и как несладка бывает реальность, предпочтение нужно отдавать последней.

Елена Еловик