2021-й: политические итоги союзного строительства

В журналисткой культуре стало хорошей традицией подводить итоги уходящего года, вспоминать, систематизировать и анализировать его основные события. В данной статье мы не станем обобщать весь 2021-й год, а остановимся только на ключевых эпизодах, относящихся к развитию и укреплению Союзного государства Беларуси и России.

Стабилизация белорусской ситуации

Союзное строительство в 2021 году невозможно рассматривать в отрыве от внутриполитической ситуации в Беларуси, которая пережила во втором полугодии 2020 года серьезную встряску.

Массовые уличные протесты после августовских президентских выборов, как мы помним, удалось погасить лишь к декабрю 2020-го. Непримиримая оппозиция, к тому времени практически в полном составе оказавшаяся в политической эмиграции, объясняла падение протестной активности усталостью своих сторонников и наступлением зимних холодов. И обещала Александру Лукашенко и его сторонникам «горячую весну» 2021-го.

Протесты 2020 года
Протесты 2020 года

Символической «реперной точкой» способности проевропейской (следовательно, и антироссийской) оппозиции к разрушению политической системы страна должна была стать дата 25 марта – очередная годовщина провозглашения в 1918 году марионеточной «Белорусской Народной Республикой», просуществовавшей (и то номинально) менее года в условиях германской оккупации. Оппозиционеры грозились отметить День БНР («День воли») «второй волной» уличных протестов.

Затея завершилась абсолютным провалом, как и попытка заграничного «Координационного Совета» организовать общенациональную забастовку на крупнейших промышленных предприятиях Беларуси.

Таким образом, в марте 2021 года стало окончательно ясно, что Александр Лукашенко удержал контроль над ситуацией в стране, план националистической оппозиции на проведение новых выборов провалился. Это обстоятельство имело важнейшее значение для дальнейшего продвижения Беларуси по пути укрепления интеграции с Российской Федерацией.

Судьба «многовекторности»

Многовекторность белорусской внешней политики никогда не была направлена против России и ее геополитических интересов, хотя и вызывала определенную ревность у части российского общества и истеблишмента.

В понимании белорусского руководства стратегия многовекторности имела в основном экономическую составляющую (так называемые «три равные корзины» внешнеторгового баланса – Россия, Запад, «третий мир») и не подразумевала политического дистанцирования от РФ.

В начале 2021 года официальный Минск продолжал говорить о многовекторности, но не скрывал заметного сужения ее диапазона.

16 февраля министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей так ответил на вопрос корреспондента российского агентства РБК: «Не соглашусь с Вами, что мы остались одни только вместе с Россией, и другие контакты во внешнеполитической сфере у нас напрочь отсутствуют. Отнюдь нет. У нас сохранились нормальные отношения со странами так называемой «дальней дуги», с Китаем». Макей рассматривал в этом интервью санкционное давление Европейского союза против Беларуси как «временные трудности», которые вскоре будут преодолены.

Однако данный прогноз министра в 2021 году точно не сбылся. В июне западные государства ввели против Беларуси очередной, четвертый по счету, пакет санкций, и это стало совершенно новой страницей в и без того непростых отношениях Минска с США и ЕС.

Три предыдущих санкционных пакета включали в себя ограничительные меры против 166 белорусских должностных лиц и 15 организаций. Четвертый пакет пополнил список еще почти на 100 физических лиц и, что самое важное, дал старт секторальным санкциям в отношении важнейших экономических отраслей и объектов республики. Речь в нем пошла уже об ограничении торговли калийными удобрениями, нефтью, табачной продукцией и доступа к рынкам капитала Евросоюза.

В декабре США, ЕС, Канада и Великобритания согласовано приняли пятый пакет антибелорусских санкций, который затронул новые жизненно важные для экономики страны отрасли и предприятия – в частности, кампании «Белавиа», «Белоруснефть», «Гродно Азот», «Белшина».

Таким образом, коллективный Запад собственными руками отверг любую возможность финансового и торгово-экономического сотрудничества с Минском, умышленно ограничил возможности работы важнейших белорусских субъектов хозяйствования на мировом рынке.

Беспрецедентное экономическое давление Запада поставило крест на потенциале белорусской многовекторности. Усиление не только экономической, но и политической интеграции с Российской Федерацией стало в этих условиях главным трендом внешней политики страны.

ЕС

В рамках этого тренда Минск устами президента Александра Лукашенко осенью 2021 года сделал ряд важных политических заявлений: о возможности остановить транзит грузов и энергоносителей в Европу; о российской принадлежности Крыма не только де-факто, но и де-юре; о готовности разместить на территории государства российское ядерное оружие; о поддержке РФ в случае российско-украинского вооруженного конфликта.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров посоветовал западным, как он любит выражаться, «партнерам» воспринимать подобные высказывания официального Минска «как серьезное предостережение, которое продиктовано, прежде всего, той безрассудной политикой, которую проводит Запад».

И, без сомнения, политическим финалом вышеупомянутой многовекторности в 2021 году следует считать откровенное признание главы МИДа Владимира Макея: «Беларусь рискует потерять государственность, если санкционное давление будет продолжаться. Хотя мы сделаем все, чтобы такого не случилось, а Европейский союз навсегда потеряет Беларусь». Сказано это было 3 декабря в эфире государственного телеканала «Беларусь 1», и хотя рассуждение о потере государственности носит излишне алармистский и гипотетический характер, оно подчеркивает абсолютную доминанту внешней политики страны на углубление всесторонней интеграции с Россией.

28 интеграционных программ

Общий политический фон, обусловленный, с одной стороны, стабилизацией ситуации внутри самой Беларуси и открытой конфронтацией со стороны Запада, с другой стороны, создал оптимальные условия для продвижения интеграционных процессов в рамках Союзного государства.

В этом смысле 2021 год можно считать прорывным.

Еще в апреле, пока ЕС засел за разработкой секторальных антибелорусских санкций, посол Беларуси в РФ Владимир Семашко анонсировал возможность подписания «дорожных карт» интеграции в начале осени 2021 года, пояснив, что проблемными и нуждающимися в доработке остаются две карты из 28-ми.

Позитивную динамику процесса 4 июня подтвердил посол РФ в Минске Евгений Лукьянов: «Почти все дорожные карты по интеграции экономик Беларуси и России согласованы, осталась только одна. Есть уже и конкретные планы по реализации договоренностей».

Наконец, 9 сентября президенты согласовали, а 10 сентября правительства двух стран утвердили 28 «интеграционных программ». Бывшие «дорожные карты», таким образом, были подняты на более высокий уровень союзного строительства.

4 ноября в ходе видео-конференции Александра Лукашенко и Владимира Путина все эти союзные программы были завизированы подписями глав обоих государств.

Ключевая тема пакета интеграционных документов – создание в перспективе единого рынка газа и нефти и согласование цены российского газа для Беларуси на 2022 год на уровне 128,5 доллара за тысячу кубометров. И это в условиях, когда стоимость данного сырья для европейских потребителей в декабре превысила 2100 долларов!

Стороны также провозгласили переход к единой макроэкономической политике, при этом болезненный для Минска вопрос о переходе к единой валюте Союзного государства и эмиссионном центре отложен до лучших времен.

Беларусь и Россия продолжат активное военное сотрудничество, но иные темы политической интеграции на данном этапе не решались. Вопросы формирования наднациональных органов, включая выборы в союзный парламент, – предмет дальнейшего согласования. Однако это не будет препятствием для оказания Москвой финансовой помощи Минску в условиях западных санкций. Президент Путин сообщил, что объем российских кредитов Беларуси с сентября 2021 года до конца 2022 года составит 630-640 миллионов долларов.

Так что все идет своим чередом.

С наступающим вас новым интеграционным 2022 годом, дорогие друзья!

Никита Палецкий