В течение прошедшей недели высшие должностные лица Беларуси сделали ряд важных внешнеполитических заявлений, существенным образом меняющих конструкцию межгосударственных отношений в восточно-европейском регионе.
Крым наш
30 ноября в интервью генеральному директору медиагруппы «Россия сегодня» Дмитрию Киселеву президент Беларуси Александр Лукашенко, вспоминая события марта 2014 года, сказал буквально следующее:
«Мы все понимали, что Крым… де-факто – это российский Крым. После референдума и де-юре Крым стал российским».
Верно: мы все это тогда понимали. Однако столь однозначное признание со стороны высшего должностного лица Беларуси прозвучало только сейчас, спустя 7,5 лет.
Александр Григорьевич, вероятно, не согласится с такой оценкой. Он напомнил Дмитрию Киселеву, что сразу после инаугурации президента Украины Петра Порошенко, на которую белорусский президент был приглашен, вопросом «чей Крым?» его атаковали сотни украинских журналистов.
И Лукашенко тогда задал им встречный вопрос: сколько было выстрелов в защиту Крыма, сколько украинских военных погибло, защищая Крым?
В ответ – тишина. Никто не погиб, никто не стрелял. «Вы добровольно отдали России Крым», – резюмировал тогда Лукашенко.
«На этом закончилась тема. Это было первое заявление мое по Крыму», – резюмирует он сейчас.
В России должны понимать, что крымский вопрос был очень непростым для белорусского руководства. Лукашенко совершенно справедливо акцентирует внимание на том, что во внешнеторговом балансе Республики Беларусь Украина занимает второе место после Российской Федерации. По данным Министерства иностранных дел Беларуси, товарооборот с Украиной даже в «пандемийном» 2020 году составил 4,5 миллиарда долларов. При этом экспорт белорусских товаров в Украину составил 3,1 миллиарда, импорт украинских товаров – 1,4 миллиарда. Беларусь очевидно выигрывает от торговли с южной соседкой. Рисковать этими миллиардами из-за «крымского вопроса» белорусский правящий класс явно не хотел.
Минск в 2014 году занял позицию «родного брата» и для России, и для Украины, пытаясь примирить их позиции и найти выход из ситуации, как образно выразился Александр Лукашенко, «без синяков».
Именно в Минске проходили переговоры «нормандской четверки» по Крыму и Донбассу, именно столица Беларуси стала приемлемой переговорной площадкой для руководителей не только России и Украины, но еще Германии и Франции.
Теперь мы видим, как в 2021 году Беларусь устами своего президента отказывается от этих дипломатических бонусов в пользу России.
Ядерные «сараи» тоже наши?
В том же интервью Александр Лукашенко заявил о гипотетической возможности размещения на территории страны российского ядерного оружия. Столь явной угрозы со стороны Беларуси НАТО не получало, наверное, никогда.
Нелишне вспомнить, что Республика Беларусь была первым государством мира, добровольно отказавшимся от законно принадлежащего ей ядерного арсенала. В июле 1993 года, еще до избрания Лукашенко на должность руководителя государства, страна присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия. Выводил советский ядерный арсенал из Беларуси в Россию уже президент Лукашенко (вывод закончился в ноябре 1996 года).
Александр Григорьевич не раз говорил, что считает то решение политической ошибкой и реализовал его, лишь выполняя подписанные прежним руководством Беларуси международные обязательства. Эту же позицию он подтвердил в разговоре с Киселевым.
Однако, президент раскрыл большую военную тайну: стартовые площадки для ракетных пусковых установок не были демонтированы и готовы к использованию в любой момент. «Я как рачительный, извините, хозяин ничего не разрушил. Все «сараи» стоят на месте», – заявил белорусский лидер.
Данная позиция президента Лукашенко – рефлексия на агрессивные заявления генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, считающего возможным размещение ядерного оружия альянса на территориях государств «к востоку от ФРГ», если Германия от такого оружия откажется.
К востоку от ФРГ находится Польша. Западная соседка Беларуси, проводящая сегодня откровенно враждебную политику в отношении официального Минска. Появление здесь натовского ядерного арсенала – прямая угроза безопасности и Беларуси, и России. Поэтому такое предупреждение Лукашенко о возможных ответных мерах наших двух стран вполне уместно, своевременно и органично вписывается в новый тренд внешнеполитического курса Беларуси.
Западные санкции и белорусский суверенитет
Еще один значимый нюанс этого тренда был озвучен главой МИДа Беларуси Владимиром Макееем.
4 декабря, сразу после возвращения с заседания Совета министров иностранных дел стран ОБСЕ в Стокгольме, Макей дал интервью государственному телеканалу «Беларусь 1», в котором заявил, что санкционное давление Запада может привести к потере страной «суверенитета, независимости и государственности». Об этой же угрозе министр говорил и в своем выступлении на пленарном заседании СМИД в Стокгольме.
Мнение это не новое. Такую точку зрения неоднократно высказывали руководители различных политических партий и движений Беларуси, а также представители ее интеллектуальной элиты. Однако теперь об этом открыто сказал член правительства Беларуси, важнейшая фигура официального политического истеблишмента.
Трактовка слов Макея проста и однозначна: если Запад продолжит давить экономику Беларуси секторальными санкциями, это может привести к кризису всей системы государственности. Вплоть до потери суверенитета.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: потеря суверенитета может означать вхождение Беларуси в состав Российской Федерации. Именно так остро ставит сегодня вопрос белорусское политическое руководство.
Запад промахнулся
Беларусь в течение длительного времени пыталась проводить на международной арене политику «многовекторности». Президент неоднократно ставил задачу диверсификации внешнеэкономического баланса, установления трех равнозначных «корзин» товарооборота – Россия, Запад, «третий мир», и страна двигалась в этом направлении. Много усилий было приложено для того, чтобы Беларусь стала донором стабильности в регионе, территорией, с которой не исходит угроза ни одному государству.
При этом, белорусская «многовекторность» нисколько не препятствовала приоритетному развитию двусторонних отношений с Российской Федерацией, укреплению Союзного государства.
Такая политика, как представляется, соответствовала интересам не только Беларуси, но и всех вовлеченных в региональную повестку внешних акторов.
Сегодня Запад отвергает эту политику. Сделав ставку на проевропейскую оппозицию, провалившуюся в 2020 году со своей стратегией свержения президента Лукашенко, Европейский союз, США, Канада и их союзники с помощью санкционной дубинки хотят привести к власти в Минске тех, кто не сумел это сделать, опираясь на народ Беларуси.
Выбор у братской республики в этих условиях невелик: сворачивать «многовекторность» и еще теснее сближаться с Россией.
Что качается Российской Федерации, то она готова принять ту степень экономической и политической интеграции, на которую будет готова Беларусь и ее граждане.
Никита Палецкий