В Гродненском государственном университете имени Янки Купалы прошло второе занятие Международного журналистского клуба «Мастерская BY-RU». Студенты и школьники встретились со специальным корреспондентом телеканала «Россия 24» Александром Лукьяновым. Тема беседы – «Смотри в оба: профессиональные риски журналистики».
Работники СМИ, как известно, нередко оказываются в горячих точках, местах катастроф, во время катаклизмов. Настоящие профессионалы не прекращают исполнять свой долг, даже когда становится реально опасно. Александр Лукьянов, к примеру, работал на майдане во время революционных событий и в период обострения политической ситуации на Украине, выезжал в командировку в Донецкую Народную Республику и Сирию.
«Когда я был в ДНР, нужно было делать репортаж с передовой. А это – большой риск для жизни и здоровья. Но ты включаешь холодную голову, идешь вместе с военным и слушаешь его команды, – вспоминал тележурналист. – Если тот приказывает «ложись» – нужно ложиться! Если он говорит «сними значок «Пресса» – ты снимаешь. Естественно, ты доверяешь этим людям, которые рядом с тобой, они военные, они опытнее тебя. Ты проходишь инструктаж и более-менее чувствуешь себя в безопасности… Хотя там сейчас бросают гранаты с дронов… А он летит наверху, над тучами, и ты его не видишь, а просто можешь услышать жужжание… Конечно же, адреналин подскакивает. А сердцебиение или, может, тремор ощущаешь уже только после того, как вышел из этой зоны».
Ребята, которые пришли на встречу, смогли увидеть наиболее яркие отрывки из сюжетов известного тележурналиста и узнать, как рождались спецрепортажи «Русская Арктика. Дорога на Север», «По дороге разочарований», «Белые каски», «Билет в один конец» и другие. Мастер заострил внимание на том, что жанр репортажа требует от его создателей тщательной подготовки, проявления собственного творческого начала, ярких деталей, а порой даже смекалки и мужества.
Участники мастер-класса затронули в разговоре и общепризнанное в мире деление журналистики на новостную и комментирующую.
«В советские времена в основном господствовала журналистика мнений, потому что была линия партии, которой следовало соответствовать. Потом, в перестроечные времена, появилась журналистика фактов. Всем казалось, что свобода – это дарованное нам с Запада явление, – рассуждал наставник. – Но потом, когда стали возникать проблемы из-за так называемого плюрализма мнений, когда под видом свободы усиленно агитировали свои ценности, в России появились авторские программы, где журналисты начали выстраивать свою позицию и высказывать свое отношение. Появилась снова журналистика мнений и ее сейчас больше, чем журналистики фактов. Какую программу ни возьми – везде авторское «Я». Кому-то это нравится, кому-то не очень… Почему блогеры выстреливают? Потому что у них тоже есть свое мнение. Как видим, история нашей журналистики развивается волнообразно – сначала мнения важны, потом факты, сейчас – снова мнения. Ситуация напоминает коммерческий рынок: насытились одним – захотелось другого, потом третьего… Мне кажется, в будущем нас все-таки ожидает журналистика фактов. Но фактов, которые отстаивают человеческий подход. Не в угоду заработка, а в угоду помощи людям и сообществу».
Александр Лукьянов сожалеет, что у него нет журналистского образования. По первой своей профессии он – учитель физики и математики, а его второе высшее образование – «банковское дело и кредит».
«Потом я добирал, конечно, курсами. Достиг определенных успехов благодаря, наверное, своему любопытству и упорности. Чтобы вы поняли, насколько тогда, 23 года назад, было плохо, приведу в качестве примера такую историю, – пояснил выступающий. – Мой первый репортаж начинался словами: «Сягодня, 19 августа, все отмячают Яблочный спас». Естественно, он не вышел в эфир. Я возмущался, почему мой текст перечитал другой автор, и не понимал причины подобного решения руководства. Ведь у нас в Рязани так все разговаривают – бабушка, мама, соседи… Пришлось «я» зачеркивать, писать наверху «и», чтобы правильно произносить. С учетом того, что в России петербуржский говор считается эталонным для телевидения».
По мнению выступающего, любой человек, даже из Рязани, не имеющий профильного образования, может делать репортажи. Безусловно, ему будет тяжелее, чем остальным, но он сумеет – если у него есть сильное желание – сделать неплохой репортаж и рассказать зрителю интересную историю. По образному сравнению наставника, журналист нанизывает на нить, как на ожерелье, разного цвета камушки – подбирает факты – и создает свое уникальное украшение. Если попросить другого автора сделать на ту же тему репортаж в том же месте, у него другое ожерелье получится. Потому что у него другой взгляд.
Гродненцы могли задавать вопросы прямо в зале, а вот минчане и лицеисты из Барановичей подключились к беседе по Zoom. Участников клуба интересовали самые разнообразные аспекты профессии. А не значит ли, что журналист, даже стараясь быть объективным, все равно подводит аудиторию к какому-то выводу? Случались ли какие-то особенно стрессовые или опасные ситуации во время вашей экспедиции в Арктике? Не боялись на Украине представляться российским журналистом? А один из юнкоров спросил, что такое журналистика – ремесло или искусство?
«Для себя я отвечаю, что и то, и другое. Ремесло – потому что это все-таки нужно знать технологии, особенно на телевидении. Искусство, потому что мы работаем с очень тонкой материей – с образами. Мы общаемся с нашей аудиторией не просто через произнесенные слова, а создаем картинку мира. А поэтому очень ответственно должны подходить к этому полотну, – рассуждал известный репортер. – Раньше центральному телевидению доверяли на сто процентов, а сейчас к нашему цеху, увы, другое отношение. Иногда больше доверяют интернету, хотя там довольно часто встречаются далеко не самые порядочные авторы, желающие поменять и перевернуть вашу картину мира. Поэтому старайтесь быть честными в профессии, опираться на реальные события, не придумывать отсебятины, не пренебрегать важной информацией и слушать голос совести. И тогда у него все получится». Эти заключительные слова российского гостя прозвучали под громкие аплодисменты зала.
Ангелина Светлова