Президент США прибыл в крупнейший промышленный штат Мичиган, чтобы сделать откровенное признание о туманных перспективах американской экономики. Он отметил, что Америка сегодня является самой могущественной экономикой мира, но этому преимуществу может прийти конец.
Байден справедливо заметил, что весь XX век прошел под знаком лидерства США, но «потом что-то случилось. Мы замедлились, мы прекратили инвестировать в самих себя».
Политик знает, о чем говорит. После окончания Второй мировой войны экономика США прочно заняла нишу почти в четверть мирового ВВП и удерживала ее десятилетиями. Однако в последние годы страна забуксовала. Финансовый кризис 2008 года привел к снижению ВВП сразу на 2,5 процента. А в 2020 году падение этого показателя составило 3,5 процента и стало самым большим за 70 лет.
Кстати, оставаясь мировым лидером по номиналу ВВП, США в 2014 году уступили первое место экономике Китая, если смотреть на ВВП с точки зрения паритета покупательской способности. Вообще же за десятилетие с 2006 по 2016 год доля США в мировом ВВП снизилась на 3,8 процентных пункта.
Не должны радовать американскую элиту и некоторые иные объективные показатели.
Так, страна продолжает скатываться в долговую яму. В текущем году государственный долг достиг 28 триллионов долларов и составил 101 процент национального ВВП. В 2018 году, когда этот показатель достиг 78 процентов, Всемирный банк назвал такой уровень госдолга «опасным».
С проблемой госдолга напрямую связана перспектива финансового дефолта. Выступая 5 октября в Белом доме, президент Байден заявил, что не может дать гарантию того, что дефолта США по долговым обязательствам не произойдет, и увязал решение этой проблемы с позицией республиканцев в Конгрессе: согласятся те или нет на законодательное повышение потолка госдолга.
Естественно, что финансово-экономические трудности снижают потенцию Штатов на международной арене. В 2021 году достаточно значимыми свидетельствами этого процесса стало бегство американцев из Афганистана, неудавшаяся попытка блокировки строительства «Северного потока – 2», непривычно вялая реакция на «дело Навального» в России.
Да, Америка не та, которую мы помним при, например, Рейгане. Тогда экономическая мощь страны позволяла диктовать условия всему миру и способствовала крушению главного геополитического конкурента в лице СССР.
Сегодня мы являемся свидетелями заката «американской эры», и процесс этот приобретает все более видимые черты, раз о них открыто заговорил президент США Джо Байден.
Для России это позитивный процесс. Уже очевидно, что лидерство мирового экономического развития смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион, в Китай и Индию в первую очередь, которые в настоящее время являются добрыми партнерами нашего государства.