Белорусская оппозиция – год после выборов: крах, растерянность, внутренние дрязги
Неделю назад Александр Лукашенко отметил свой 67-й день рождения. Подарков Президенту, как обычно, было много. Но самый ценный – окончательная ликвидация протестной активности, попытавшейся в результате прошлогодних выборов проверить на прочность политическую стабильность в стране.
Проевропейская националистическая оппозиция не сумела достичь ни одной цели, задекларированной в августе 2020 года.
Тогда она, вопреки официальным итогам избирательной кампании, провозгласила избранным президентом Беларуси вчерашнюю домохозяйку Светлану Тихановскую, потребовала отставки Александра Лукашенко и проведения новых выборов без его участия.
В подкрепление своих требований оппозиционеры вывели на улицы белорусских городов своих активных сторонников, которые спровоцировали массовые беспорядки, столкновения с сотрудниками милиции, пытались парализовать производственную и транспортную инфраструктуру, нормальное течение жизни простых граждан.
Такого внутриполитического испытания белорусская власть не проходила еще ни разу. Однако, продемонстрировав свою жизнестойкость и поддержку со стороны людей, она ни на минуту не дала слабины. Противоправные уличные протесты получили адекватный отпор. Активные участники беспорядков задерживались и привлекались к ответственности немедленно. А когда протесты начали «сдуваться», власть принялась методично разбираться с их организаторами. Отголоски идут до сих пор. Суды над инициаторами и активными участниками беспорядков продолжаются уже более года.
Власть демонстрирует, чтобы впредь никому повадно не было, серьезность своего обещания: рано или поздно каждый нарушитель закона будет выявлен и привлечен к ответственности. И эта история очень «про Лукашенко» – про его волю и решительность, про его стиль руководства страной. Жестоко ошиблись те, кто полагал, что Александр Григорьевич дрогнет при первом же серьезном политическом кризисе, а выпестованная им государственная система окажется «размазней».
Это коротко о власти. Теперь чуть подробнее о другой стороне противостояния – белорусской оппозиции. Год назад она предрекала крах политического режима Лукашенко, однако сама умудрилась потерять за это время все, что имела внутри Беларуси, и превратилась сегодня в жалкую содержанку на шее западных спонсоров.
Либо сидят, либо сбежали, либо затаились
Разнообразные оппозиционные структуры, которые Запад выращивал более четверти века, Лукашенко разобрал на запчасти в течение нескольких месяцев. Сегодня они перестали активно действовать, а их лидеры пребывают в одном из трех состояний – либо сидят за противоправные действия, либо сбежали в эмиграцию, либо предпочитают не высовываться.
Последнее особенно наглядно демонстрируют много раз битые «старые» оппозиционные партии и организации. Политический опыт и чутье помогли им быстро осознать победу Лукашенко и не наделать романтических «революционных» глупостей. Они предпочли не переходить четко обозначенную режимом «красную линию» в противостоянии и ради сохранения остатков структур и активистов сделали выбор в пользу пассивного созерцания за происходящим.
Меньше повезло наивным романтикам из «новой» оппозиции. Летом 2020 года они поверили в близость своей победы в связи с вызовом, который бросили Лукашенко «тяжеловесы», люди с серьезными номенклатурными биографиями – банкир Виктор Бабарико и дипломат Валерий Цепкало. Таких топ-претендентов на высший государственный пост у противников действующего президента не было давненько.
И хотя лицом протестного голосования стали не Бабарико и Цепкало (оба не прошли сито регистрации), а безвестная домохозяйка Тихановская, сгруппировавшиеся вокруг нее младооппозиционеры пустились против власти во все тяжкие.
Избирательная кампания ознаменовалась организованными массовыми беспорядками, координаторами которых стали объединенный штаб «новой» оппозиции и финансируемые Западом телеграм-каналы, признанные сегодня в Беларуси экстремистскими.
Расклад в итоге вышел такой. Бабарико, муж Светланы Тихановской – Сергей и многие активные участники беспорядков стали фигурантами уголовных дел и находятся за решеткой. Тихановская, Цепкало и те, кто оказался в объединенном штабе похитрее и сообразительнее, уехали за границу. Они обосновались, в основном, в Литве, Польше и Украине. И продолжают оттуда вести подрывную деятельность против своего государства.
Сказано это не для «крепкого словца». Никакой конструктивной работы на благо Беларуси оппозиционные политэмигранты не ведут. Внутри страны они лишились всех возможностей влияния. Остался один инструмент «борьбы» – апеллировать к западным покровителям, чтобы те делали жизнь белорусов хуже. Расчет на ухудшение социально-экономической ситуации и провокацию нового политического кризиса в стране.
К «успехам» оппозиционной эмиграции за последний год, без сомнения, следует отнести ужесточение экономических санкций Запада в отношении официального Минска, а также блокирование разнообразных культурных и спортивных мероприятий в Беларуси.
Навредить стране у этих оппозиционеров получается. Завоевать таким сомнительным образом народную любовь едва ли получится.
От санкций страдают, в первую очередь, простые работники предприятий, их семьи. По милости безумных оппозиционных «патриотов» мы уже лишились возможности посмотреть чемпионат мира по хоккею, чемпионат Европы по велотреку, Кубок мира по биатлону, взрослое и детское «Евровидение».
Подлой обструкции в оппозиционном сегменте интернета подвергаются наши спортсмены, выступающие за свою страну под государственным флагом. Исключений нет ни для кого – даже для мужественного пловца Игоря Бокия, только что завоевавшего пять золотых медалей на Паралимпийских играх в Токио.
Ставка на то, чтобы нагадить Родине, – единственная политическая ориентация обанкротившихся внутри страны беглых эмигрантов.
Западные доноры дали им на первых порах крохи для существования в Вильнюсе, Варшаве и Киеве. Повелись, что называется, на обещания Тихановской и ее компании, что народ Беларуси вот-вот, не сегодня, так завтра, свергнет «диктатора». Обещали это в августе-сентябре 2020 года. Потом еще почти полгода. Потом назначали общенациональную забастовку и пик протеста на весну 2021-го…
Сегодня всем, включая доноров, очевидно, что протесты окончательно «сдулись», Лукашенко контролирует ситуацию в стране, а оппозиция, напротив, пребывает в состоянии прострации. Логично, что финансовый «пирог», выделяемый на белорусскую эмиграцию, сокращается. Практичный Запад не будет содержать политических лузеров вечно. Они стали надоедать своим желанием получать европейский паек, не предлагая при этом никаких перспективных антилукашенковских идей и проектов. Они раздражают постоянными внутренними склоками в борьбе за этот скудеющий паек, доказывая спонсорам собственную значимость и никчемность своих «друзей» по оппозиционно-эмиграционному несчастью.
Политэмиграция вступила в ту прекрасную фазу, когда ей уже не до советов белорусам, как им правильно жить. Актуальной повесткой для оппозиционной тусовки становится лишь собственное выживание в съемных европейских квартирах. Как телеграфировал незабвенный Остап Бендер невезучему Корейко, «заседание продолжается зпт миллион поцелуев».
Никита Палецкий