17 сентября 2021 года белорусы, считай, во второй раз будут праздновать День народного единства.
Первый случился 17 сентября 1939 года. Тогда предки наши не задумывались — они радовались. Они ликовали. Они были счастливы.
Что еще добавить в этот наконец-то возвращенный белорусам праздник? Не знаю пока, уж больно быстро последний год летит время. Потому предлагаю тезисы. На их основе каждый может сочинить себе неплохой, считаю, праздничный тост.
***
Вновь полученной после Великой Октябрьской социалистической революции государственной самостоятельности Польше показалось мало. В результате вооруженной интервенции паны оторвали себе «Усходнi Крэсы» — Западные Белоруссию и Украину.
Историческая справедливость для нас, белорусов, заключается в том, что после 17 сентября 1939 года мы снова можем жить как единый народ на своей, нам и только нам принадлежащей, земле.
А присущие белорусам от века великодушие и незлопамятность проявились, когда мы не стали возражать против передачи Литве наших Вильни и Друскеников. А позже — Белостокской области Польше. Кстати говоря, мы не часто и даже неохотно говорим об этих фактах истории. Но в День народного единства напомнить — сам бог велел.
***
Отношение польского истеблишмента к белорусскому народу хорошо описывают две цитаты. Александр Мейштович, дворянин Ковенской губернии, министр юстиции и главный прокурор в правительстве Юзефа Пилсудского, утверждал: «Белоруссия самой историей предназначена быть мостом для польской экспансии на Восток. Белорусская этнографическая масса должна быть переделана в польский народ. Это приговор истории; мы должны этому способствовать».
Чем не предтеча Альфреда Розенберга? Ишь ты, «приговор истории», привести в исполнение немедленно…
А вот белостокский воевода Генрик Осташевский за три месяца до освобождения Западной Белоруссии от польской оккупации писал в секретном докладе: «Белорусское население представляет собой пассивную массу без национального сознания, без государственных традиций… Надо, чтобы оно мыслило по-польски и училось по-польски в духе польской государственности… подлежит полонизации».
Жители Западной Белоруссии встречают бойцов РККА. Сентябрь 1939 г.
***
Воссоединение белорусского народа 17 сентября 1939 года — это именно соединение белорусов вновь в единое целое. Абсолютно не секрет, что Польша вела себя на захваченных, никогда ей, Польше, не принадлежавших территориях, как страна-оккупант. Достаточно вспомнить политику «осадничества», ускоренную насильственную полонизацию, борьбу с православием… — документов, подтверждающих это, в научном обороте достаточно.
Отмечая День народного единства, мы отмечаем акт исторической справедливости. А справедливость — это одна из важнейших для белорусов вещей.
***
Генрик Сенкевич (нобелевский лауреат еще 1905 нетолерантного года), подданный (тогда) Российской империи, — без сомнения, икона польской литературы. Классикой считается и почитается его историческая трилогия: романы «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский».
Описано время, когда Польша отчаянно борется за само свое существование. Кто пошел защищать родину? Берем пятерку самых ярких персонажей: Анджей Кмициц — оршанский шляхтич. Лонгин Подбипента — литвин, чуть ли не из-под Глубокого. Михал Ежи Володыёвский — из полонизированного украинского шляхетского рода, с Подолья. Ян Онуфрий Заглоба — шляхтич-русин. И только Ян Скшетуский — великополяк из-под Познани.
Если говорить современными терминами, то два белоруса и два украинца защищали Польшу. И один поляк. От которого потом пришлось Западные Белоруссию и Украину еще и возвращать.
***
Введенная в юридический оборот и активно продвигаемая с не таких и давних времен пресловутая «карта поляка» — не есть ли это продолжение польской экспансии на Восток другими, гибридными средствами?
Ежегодные празднования в Гайнувке и чествование бандита и убийцы Ромуальда Райса «Бурого» не содержат ли в основе своей того, чем каратель и руководствовался: надо напугать белорусов Подляшья так, чтобы они сами бежали со своей земли? Освободив их для ново-польского мирового порядка?
В самом начале 2020 года польский сейм принял резолюцию: «Вторую мировую войну развязали нацистская Германия и сталинский Советский Союз». Все учебники истории на планете можно бросать в печь.
И одновременно польские избранники народа отныне считают: «Величие нации не может строиться на лжи и фальсификации». Мир, прямо скажем, несколько оторопел. Теперь, выходит, Польска-Polska über alles?
День народного единства в Беларуси — хороший способ дать понять некоторым панам, что они несколько зарвались в своей гусарской атаке. Карабела-шаблюка, она такая: взялся размахивать — береги пальцы.
***
Есть в истории вещи, за которые белорусам благодарить некого, кроме самих себя. 200 с лишним лет нас полонизировали (Люблинская уния 1569 года — разделы Речи Посполитой конца XVIII века). Затем 100 с лишним лет русифицировали. И был период (1920—1939 годы), когда часть белорусов была фактически под польской оккупацией.
Не забудем, что и все войны, начиная с польско-московских, продолжая Северной и Наполеоновской, заканчивая Первой мировой, катались через нас. Туда — пожгли и вытоптали, обратно — порубили и угнали. И так много лет и веков подряд.
Несмотря на все это — язык наш жив. Менталитет не пропал. Белорусы не исчезли и не растворились. Мы — есть.
А вот воссоединение народа и земель 17 сентября 1939 года есть огромный подарок истории белорусам. Само собой так бы не случилось, сами мы вряд ли смогли. Исторические последствия для разорванного народа и разделенной земли были бы печальны.
Потому День народного единства — это правильный праздник. Настоящий. Подлинно исторический. Очень хорошо, что он теперь у нас есть.
С Днем, белорусы!