Андрей Муковозчик: ко Дню народного единства

17 сентября 2021 года белорусы, считай, во второй раз будут праздновать День народного единства. 

Первый случился 17 сентября 1939 года. Тогда предки наши не задумывались — они радовались. Они ликовали. Они были счастливы.

Что еще добавить в этот наконец-то возвращенный белорусам праздник? Не знаю пока, уж больно быстро последний год летит время. Потому предлагаю тезисы. На их основе каждый может сочинить себе неплохой, считаю, праздничный тост.

***

Вновь полученной после Великой Октябрьской социалистической революции государственной самостоятельности Польше показалось мало. В результате вооруженной интервенции паны оторвали себе «Усходнi Крэсы» — Западные Белоруссию и Украину.

Историческая справедливость для нас, белорусов, заключается в том, что после 17 сентября 1939 года мы снова можем жить как единый народ на своей, нам и только нам принадлежащей, земле.

А присущие белорусам от века великодушие и незлопамятность проявились, когда мы не стали возражать против передачи Литве наших Вильни и Друскеников. А позже — Белостокской области Польше. Кстати говоря, мы не часто и даже неохотно говорим об этих фактах истории. Но в День народного единства напомнить — сам бог велел.

***

Отношение польского истеблишмента к белорусскому народу хорошо описывают две цитаты. Александр Мейштович, дворянин Ковенской губернии, министр юстиции и главный прокурор в правительстве Юзефа Пилсудского, утверждал: «Белоруссия самой историей предназначена быть мостом для польской экспансии на Восток. Белорусская этнографическая масса должна быть переделана в польский народ. Это приговор истории; мы должны этому способствовать».

Чем не предтеча Альфреда Розенберга? Ишь ты, «приговор истории», привести в исполнение немедленно…

А вот белостокский воевода Генрик Осташевский за три месяца до освобождения Западной Белоруссии от польской оккупации писал в секретном докладе: «Белорусское население представляет собой пассивную массу без национального сознания, без государственных традиций… Надо, чтобы оно мыслило по-польски и училось по-польски в духе польской государственности… подлежит полонизации».

Красная армия спасла самих поляков от подобной участи. История рассудила, кто прав. Но пока еще не раздала всем виноватым по серьгам.

Жители Западной Белоруссии встречают бойцов РККА. Сентябрь 1939 г.

***

Воссоединение белорусского народа 17 сентября 1939 года — это именно соединение белорусов вновь в единое целое. Абсолютно не секрет, что Польша вела себя на захваченных, никогда ей, Польше, не принадлежавших территориях, как страна-оккупант. Достаточно вспомнить политику «осадничества», ускоренную насильственную полонизацию, борьбу с православием… — документов, подтверждающих это, в научном обороте достаточно.

Отмечая День народного единства, мы отмечаем акт исторической справедливости. А справедливость — это одна из важнейших для белорусов вещей.

***

Генрик Сенкевич (нобелевский лауреат еще 1905 нетолерантного года), подданный (тогда) Российской империи, — без сомнения, икона польской литературы. Классикой считается и почитается его историческая трилогия: романы «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский».

Описано время, когда Польша отчаянно борется за само свое существование. Кто пошел защищать родину? Берем пятерку самых ярких персонажей: Анджей Кмициц — оршанский шляхтич. Лонгин Подбипента — литвин, чуть ли не из-под Глубокого. Михал Ежи Володыёвский — из полонизированного украинского шляхетского рода, с Подолья. Ян Онуфрий Заглоба — шляхтич-русин. И только Ян Скшетуский — великополяк из-под Познани.

Если говорить современными терминами, то два белоруса и два украинца защищали Польшу. И один поляк. От которого потом пришлось Западные Белоруссию и Украину еще и возвращать.

***

Введенная в юридический оборот и активно продвигаемая с не таких и давних времен пресловутая «карта поляка» — не есть ли это продолжение польской экспансии на Восток другими, гибридными средствами?

Ежегодные празднования в Гайнувке и чествование бандита и убийцы Ромуальда Райса «Бурого» не содержат ли в основе своей того, чем каратель и руководствовался: надо напугать белорусов Подляшья так, чтобы они сами бежали со своей земли? Освободив их для ново-польского мирового порядка?

В самом начале 2020 года польский сейм принял резолюцию: «Вторую мировую войну развязали нацистская Германия и сталинский Советский Союз». Все учебники истории на планете можно бросать в печь.

И одновременно польские избранники народа отныне считают: «Величие нации не может строиться на лжи и фальсификации». Мир, прямо скажем, несколько оторопел. Теперь, выходит, Польска-Polska über alles?

День народного единства в Беларуси — хороший способ дать понять некоторым панам, что они несколько зарвались в своей гусарской атаке. Карабела-шаблюка, она такая: взялся размахивать — береги пальцы.

***

Есть в истории вещи, за которые белорусам благодарить некого, кроме самих себя. 200 с лишним лет нас полонизировали (Люблинская уния 1569 года — разделы Речи Посполитой конца XVIII века). Затем 100 с лишним лет русифицировали. И был период (1920—1939 годы), когда часть белорусов была фактически под польской оккупацией.

Не забудем, что и все войны, начиная с польско-московских, продолжая Северной и Наполеоновской, заканчивая Первой мировой, катались через нас. Туда — пожгли и вытоптали, обратно — порубили и угнали. И так много лет и веков подряд.

Несмотря на все это — язык наш жив. Менталитет не пропал. Белорусы не исчезли и не растворились. Мы — есть.

А вот воссоединение народа и земель 17 сентября 1939 года есть огромный подарок истории белорусам. Само собой так бы не случилось, сами мы вряд ли смогли. Исторические последствия для разорванного народа и разделенной земли были бы печальны.

Потому День народного единства — это правильный праздник. Настоящий. Подлинно исторический. Очень хорошо, что он теперь у нас есть.

С Днем, белорусы!

Андрей Муковозчик