Ливия не готова идти афганским путем

Афганский опыт внезапного и во многом непродуманного вывода иностранных сил из страны не будет повторен в Ливии. Это дали понять по итогам переговоров в Москве главы МИД РФ и Ливии Сергей Лавров и Наджла Мангуш. Кроме того, Россия выразила готовность помогать ливийцам в решении спорных вопросов безопасности.

Иностранные силы и наемники обязательно должны быть выведены с территории Ливии, заявила глава МИД этой страны Наджла Мангуш по итогам переговоров в Москве со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. При этом она подчеркнула, что такие решения не должны привести «к повторению негативных уроков некоторых наших соседей», то есть нельзя допустить «непродуманного вывода войск и скатывания страны в хаос». О каких соседях идет речь, госпожа Мангуш не сказала, но развитие событий в Афганистане после вывода оттуда американских военных произвело неизгладимое впечатление на многих арабских политиков и немало обсуждалось в последние дни. По словам главы МИД Ливии, вывод иностранных сил из республики должен быть «поэтапным и синхронным».

На протяжении последних шести лет в Ливии царило двоевластие. В Триполи располагалось признанное международным сообществом Правительство национального согласия (ПНС), а столь же легитимная Палата представителей заседала на востоке, контролируемом Ливийской национальной армией (ЛНА) под командованием фельдмаршала Халифы Хафтара. В конце 2019 года Триполи подписал соглашение с Анкарой о военном сотрудничестве. На западе Ливии были размещены турецкие военные, а также отряды наемников из лояльных Турции сирийских группировок. С их помощью ПНС смогло отбросить от Триполи силы ЛНА обратно на восток. По разным данным, на стороне ЛНА выступали наемники из Чада, Судана, той же Сирии (но уже из числа пророссийских сил) и «ЧВК Вагнера». Военную помощь ЛНА также оказывали Египет и ОАЭ. Периодически в СМИ появлялась информация и об участии в боевых действиях в Ливии регулярных подразделений ВС РФ, что в Москве никогда не подтверждали, как и присутствие вагнеровцев.

Согласно заключенной в октябре договоренности о постоянном прекращении огня, иностранные силы должны были покинуть Ливию еще к 23 января. Однако подвижек в этом вопросе нет. По данным ООН на начало июня, в Ливии оставалось около 20 тыс. иностранных военных и наемников. Несмотря на смену правительства в Триполи весной этого года, в Анкаре считают все заключенные ранее соглашения действующими и выводить свои силы с ливийской территории не собираются. При подписании итогового коммюнике состоявшейся в июне в Берлине международной конференции по Ливии турецкая сторона настояла на сноске о своем особом мнении к пункту о незамедлительном выводе иностранных сил и наемников. Анкара подчеркивает, что вопрос о «наемниках и регулярных силах, консультирующих и оказывающих помощь в обучении», должен рассматриваться отдельно.

На прошлой неделе объединенный военный комитет Ливии (5+5), в который входят представители как ЛНА, так и Триполи, объявил о достижении договоренности «по реализации срочного плана относительно вывода с территории страны всех иностранных сил и наемников». Члены комитета призвали политические власти заморозить все существующие военные соглашения с любой страной. Кроме того, они предупредили, что споры вокруг кандидатуры министра обороны могут привести к возобновлению военных действий в стране. Это вызвало негативную реакцию протурецких сил на западе Ливии. Так, председатель Высшего государственного совета (играет консультативную роль) Халед аль-Мишри подчеркнул, что турецкие войска не покинут страну, так как находятся там по воле ливийцев. С осуждением решения комитета выступили и представители операционного командования в Западном регионе. В их заявлении было отмечено, что соглашение с Турцией помогло отразить «агрессию против Триполи», в то время как Россия и другие страны отрицают свое военное присутствие в Ливии и не заключали с ливийцами никаких соглашений.

Со сторонниками последней позиции в четверг вступил в полемику глава МИД РФ. Сергей Лавров решил изложить российскую точку зрения в ответ на заданный “Ъ” госпоже Мангуш вопрос, как реализуется договоренность о выводе всех иностранных сил, особенно с учетом того, что Турция отказывается обсуждать этот вопрос, а другие стороны и вовсе не признают своего присутствия в Ливии.

Я бы не стал утверждать, что турки отказываются, а другие стороны не признают своего присутствия»,— сказал российский министр, сославшись на документы берлинской конференции и решения комитета «5+5».

При этом он изложил свое видение происходящего в Ливии: «Когда еще шли боевые действия, одна сторона — правительство в Триполи — запросила военную помощь в одной части региона. Вторая, не менее легитимная сторона,— парламент в Тобруке,— запросила военную помощь из других источников. Именно благодаря тому, что на земле оказался соблюденным баланс военных усилий, включая усилия самих сторон и тех, кто им помогал, удалось прийти к договоренности о прекращении огня». Теперь, по словам главы МИД РФ, вывод войск должен происходить таким образом, чтобы ни на каком этапе не создавался перевес на чьей бы то ни было стороне. Сергей Лавров подчеркнул: «Главным является именно это, а не попытки увести дискуссию в сторону разговора о том, кто там легитимный, а кто нелегитимный».

Таким образом, Россия готова полностью поддержать вывод иностранных сил из Ливии, но это должны делать все силы одновременно и с учетом текущей ситуации. Повторения хаоса, аналогичного афганскому, не хочет никто.

Коммерсант