Закончился чемпионат Европы по футболу. Для любителей самого популярного в мире спорта эти соревнования стали настоящим праздником. Иначе и быть не могло: разве заставили бы скучать болельщиков такие таланты, как Рахим Стерлинг, Леонардо Бонуччи, Федерико Кьеза, Ромелу Лукаку? Матчи ЕВРО-2020 отгремели и теперь болельщикам предстоит чуть больше года ждать следующего крупного международного турнира — чемпионата мира по футболу 2022, который пройдет в Катаре.
Не знаю, как вы, но я во время матчей то и дело обращал внимание на рекламные щиты по периметрам футбольного поля. И глаз невольно цеплялся не за рекламу «Газпрома» (хотя не совсем понятно, зачем рекламировать фанатам глобальную энергетическую компанию), а за яркую вывеску авиакомпании Qatar Airways, принадлежащей правительству Катара.
Моментально в голове всплыли события последнего года в нашей стране. Санкции против компании «Белавиа», секторальные экономические санкции в отношении Беларуси, масштабная информационная кампания против страны, и, наконец, лишение Минска права проводить крупные спортивные соревнования.
Словно из рога изобилия сыплются все новые и новые запреты: отняли ЧМ по хоккею, командный ЧМ по спортивной ходьбе, по пауэрлифтингу, по современному пятиборью, лишили восьмого этапа Кубка мира по биатлону, чемпионата Европы по велотреку. Набор обвинений стандартный — нарушение прав человека, диктатура, беззаконие и так далее. А в Катаре, выходит, тишь да гладь, да Божья благодать?
…Немногие знают, что собой представляет этот эмират на Аравийском полуострове. Между тем, Катар — одна из стран, практикующих законодательные нормы, которые в современном мире подвергают остракизму.
- Катар является абсолютной монархией, власть эмира ограничена только нормами шариата — законами ислама.
- В стране запрещена деятельность политических партий, профессиональных союзов, проведение митингов и демонстраций.
- Основным источником права являются нормы шариата. В связи с этим права женщин существенно ограничены. Показания женщины в суде имеют вдвое меньшую ценность, по сравнению с показаниями мужчины. Разрешено многоженство.
- Практикуются телесные наказания. За употребление алкоголя или незаконные сексуальные отношения предусмотрена порка (за супружескую измену — 100 ударов плетью). Причем, данным наказаниям регулярно подвергают иностранных граждан.
- Легальным средством наказания является побивание камнями. Вероотступничество и гомосексуализм караются смертной казнью, богохульство — семью годами тюремного заключения, проповедь других религий — десятью годами тюрьмы.
- Международные наблюдатели бьют тревогу в связи с систематическим нарушением в Катаре прав мигрантов: азиатских и африканских рабочих зачастую превращают в рабов, лишают свободы, не выплачивают заработную плату, женщин подвергают сексуальному насилию.
- Ни о какой свободе слова и речи нет. В 2010 году поэт Мохаммед Аль-Аджами за чтение стихов антиправительственного содержания был приговорен к пожизненному заключению. Только широкая международная кампания в поддержку Аль-Аджами вынудила катарские власти освободить его в 2016-м.
- Свобода совести — тоже не про Катар. Отказ от ислама, как уже было сказано, карается смертью. Демонстрация христианской символики ограничивается: так, в 2008 году в Дохе построили церковь Пресвятой Девы Марии Святого Розария, однако ни колоколов, ни крестов, ни иных символов, свидетельствующих о конфессиональной принадлежности здания, установить не разрешили.
Если Беларусь «угрожает европейской безопасности» тем, что посадила самолёт Ryanair с Протасевичем на борту из-за сообщения о минировании, то Катар, ни много, ни мало, обвинялся на высшем уровне в поддержке запрещенных в России и Беларуси «Исламского государства», «Талибана», «аш-Шама», «Аль-Каиды», а также радикальных группировок «Братья-мусульмане» и ХАМАС. В 2017 году даже разразился дипломатический кризис, когда ряд арабских государств разорвали отношения с эмиратом из-за его связей с террористическими группами.
Стоит упомянуть и о коррупционном скандале в ФИФА, когда ряд средств массовой информации обвиняли международную федерацию футбола в том, что Катар выбрали местом проведения ЧМ-2022 за немалые мани-мани…
Почему же это ближневосточное государство всё-таки примет мировое первенство по футболу? Почему нас будут бить и гнобить, а Катар — холить и лелеять, вопреки всему? Секрет прост: если бы Беларусь являлась другом США и имела бы крупные запасы природного газа, у нас бы не то, что ЧМ по хоккею не отняли, а летние Олимпийские игры разрешили бы провести.
Катар с начала 1990-х является близким союзником Соединенных Штатов. Там действует американо-британская военная база, где служат 11 000 военнослужащих США и их союзников (для сравнения: такая же численность у армии самого Катара). В 2015 году Барак Обама поднял вопрос о том, чтобы предоставить эмирату статус основного союзника вне НАТО (Major Non-NATO Ally). Катар принимал участие на стороне США в Ливийской войне 2011 года, поддерживает сирийскую проамериканскую оппозицию. Короче говоря, «находится на правильной стороне истории». И при этом занимает третью строчку среди стран с наибольшими запасами природного газа на планете (по запасам нефти — 13-е).
Впрочем, к лицемерию мирового сообщества не привыкать. Несмотря на наличие международного права, на Земле испокон веков действует только одно право — право сильного. Просто говорить об этом вслух сегодня считается почему-то неудобным, а то и неприличным.
Сергей Суворин