«В сознание молодых внедряются другие герои»

Недавно у Ирины Шатыренок, писательницы из Гродно, вышла новая книга — «Командир». Документально-художественная повесть посвящена неизвестным страницам жизни знаменитого партизана Дмитрия Денисенко, действовавшего под псевдонимом «Митька». Лихой кубанский казак из Краснодарского края за два года сумел собрать отряд, по численности сравнимый с бригадой. Более полтысячи партизан готовы были с оружием в руках защищать от врага родную землю.

Беседуем с писательницей о том, какие мифы о партизанском движении до сих пор в ходу и как сделать так, чтобы разговоры о той страшной войне, ветеранах и Победе не сводились к формализму и «галочке» в отчетах идеологов.

— Ирина Сергеевна, существует миф о том, что в партизанские отряды местных жителей чуть ли не силком загоняли. В процессе изучения документов вам удалось узнать что-то по этому вопросу?

— Отряд Митьки зарождался в тяжелый 1942-й год, когда война выдвигала волевых лидеров. Таким и был бывший рядовой беспартийный казак Денисенко из 17-го отдельного саперного эскадрона 6-й Кубано-Терской казачьей дивизии (КТКД). Он сумел собрать из окруженцев и создать к декабрю 1942 года мобильный отряд из 60 человек. А вскоре формирование выросло в кавалерийский дивизион, преобразованный в 1-ю Белорусскую кавалерийскую бригаду. К этому времени под командованием Дмитрия Анисимовича было уже 530 (!) партизан, в основном из местных жителей. Это яркое свидетельство того, как быстро ширилась борьба с оккупантами на гродненской земле. Что же касается масштаба всенародной борьбы, обращусь к статистике. Как известно, в августе 1941 года в Беларуси действовало свыше 230 партизанских отрядов. А к сентябрю 1943-го их число более чем удвоилось. Всего на территории республики в годы войны действовало 1255 партизанских отрядов, организованных в бригады, полки, соединения. На нашей земле сражались также партизаны из Смоленской, Калининской, Орловской областей. Всего в рядах насчитывалось более 370 тысяч народных мстителей. По-моему, цифры красноречиво свидетельствуют о размахе борьбы с врагом.

— Правда, что о личности Дмитрия Денисенко на Гродненщине знают мало?

— Как и о многих других. Думаю, немалую роль в послевоенной судьбе Денисенко сыграло то, что он был пришлым – кубанский казак, русский рубаха-парень, им и остался. Из семьи потомственного казака, родился 22 марта 1917 года в станице Пластуновская Динского района Краснодарского края. В детстве рано осиротел, воспитывался с младшей сестрой и братом в детдоме.

После войны Дмитрий Анисимович занимал второстепенные должности в различных райисполкомах БССР. В мирное время конфликты с партийным начальствам привели к тому, что казака, который привык резать правду-матку в глаза, перевели в колхоз… По всей видимости, он ушел из жизни с чувством обиды на людскую несправедливость. Начал писать воспоминания, планировал издать книгу, но в итоге ее так и не закончил. Похоронен в 1988 году в Любче Новогрудского района, где работал председателем колхоза.

Слева - комиссар В. Гречаниченко, в центре - Д. Денисенко, справа - Н. Клименко.
Слева — комиссар В. Гречаниченко, в центре — Д. Денисенко, справа — Н. Клименко.

Давайте говорить откровенно: часто в мероприятиях, приуроченных к памятным датам, много формализма, учащиеся и студенты используются как статисты. Недавно была на одном круглом столе, где с докладами выступали студенты-историки. Темы глобальные — сражение под Сталинградом, на Курской дуге… Удивилась, почему же не берутся темы на местном материале? Конечно, легче всего взять, что лежит на поверхности: качай из интернета и зарабатывай очки. А новую тему надо изучать, исследовать… А по чужому следу идти легче. Ушли преподаватели, которые защищали ученые степени, писали статьи, книги, монографии на партизанскую тему, передавали свой интерес и накопленные знания молодым аспирантам. Старшее поколение на фоне поднявшейся волны чужой идеологии стало свидетелем забвения памяти. Как говорится, свято место пусто не бывает, другие герои внедряются в сознание и подсознание молодых. На войне как на войне…

Откуда в последние годы возникло так много мифов вокруг партизанского сопротивления? Некоторые договорились даже до того, что называют партизан «террористами» и требуют привлекать к ответственности за вовлечение в боевые действия гражданского населения.

— Поколение партизан давно ушло, защитить память о военном прошлом, увы, сами они уже не могут, давно лежат в земле. Да, в советское время из республики-партизанки сделали икону. Повсюду ставились обелиски и скромные памятники погибшим, на домах обязательные указатели – здесь живет семья партизана. Школьники опекали участников войны, помогали ветеранам, проводили с ними встречи, происходил взаимный, живой обмен информацией между поколениями. В этом направлении плодотворно работала идеология, молодежь прекрасно разбиралась, что есть хорошо, а что плохо. В маленькой деревне знали – это бывший полицай, вернулся из заключения, и его семье стыдно. Ветеран с соседней улицы – партизан, он воевал, ранен, награжден медалями, значит, достойный человек. Казалось бы, очевидные вещи… В наши дни незаметно произошла подмена понятий, черное стали выдавать за белое, а белое запятнали грязью. Непростительно сдавать позиции, завоеванные нашими отцами и дедами в такой великой Победе, иначе другие перехватят инициативу.

— Что вас особенно впечатлило в герое вашей повести?

— Цельная личность, абсолютно советской формации, рано остался без родителей, воспитывался в детдоме, как он сам о себе писал и говорил – никогда не шкурничал, никого не предавал, не оставлял в бою раненого товарища. Командир Дмитрий Денисенко и его комиссар Владимир Гречаниченко органично дополняли друг друга, слаженно работали в связке. Бывший сержант Денисенко учился у опытного кадрового военного, майора штаба Гречаниченко, хотя вначале у них возникали горячие споры о тактике партизанской борьбы.

Ирина Шатырёнок
Ирина Шатырёнок

Командир на деле показывал выдержку и самообладание, стойкость в боях, природную смекалку, в штабе отряда самостоятельно готовил оперативные вылазки, операции и засады. Вот что говорят о нем его товарищи. «Платон» (он же генерал Василий Чернышёв, командир Барановичского партизанского соединения северной зоны) акцентирует внимание в 1944 году на таких командирских характеристиках «Митьки»: «…тов. Денисенко дисциплинирован, выдержан и исключительно требователен к себе и подчиненным. В выполнении своих замыслов настойчив и неутомим. Денисенко обладает природным богатым дарованием в вопросах тактического выигрыша принимаемой операции. Воспитывать дисциплину среди своих подчиненных тов. Денисенко может. Тактический кругозор в разрезе исполнения дивизиона и его огневой мощи у тов. Денисенко достаточный. Под непосредственным его руководством вырос отряд и превратился в грозную силу кав. дивизиона. Разрабатывать самостоятельные боевые операции тов. Денисенко может. Трудности боевой жизни переносит легко. Вывод. Хороший волевой командир с большим залогом в будущем как командир строевик. Вполне достоин присвоения звания ПОЛКОВНИК и послать на учебу для поднятия военного образовательного уровня».

Освобождение Беларуси Д.А. Денисенко встречал настоящим героем. За плечами три трудных года жизни, четыре ранения, звание полковника, коммунист, грудь в орденах — Орден Ленина (1943), Орден Красного Знамени (1944), медали «Партизан Великой Отечественной войны» 1-й и 2-й степени, «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великую Отечественную войну».

— Вы как-то произнесли фразу: «Мне жаль, что я со своим героем разминулась во времени на тридцать с лишком лет»…

— Да, при жизни не встретились, а могли бы. Надеюсь, что моя книга восполнит этот пробел. «На встречах в майские дни шли белорусские партизаны на кладбище, к братским могилам, вспоминали прошлое, выпивали горькую рюмку и поминали погибших друзей. Многие ушли после войны не по возрасту рано: добивали раны, болезни, осколки.

Но страшнее всего — вязкие, как болотная темная жижа, мутные сны, особенно долгими зимними ночами. Давний страх душил, сдавливал горло, сердце каждый раз разрывалось, словно простреленное горячей пулей. Проснешься — живой, слава богу, утрешь мокрое лицо, стыдно влажных глаз, сердце колотится, не сразу поймешь, где ты, что с тобой. Война проклятая, догоняет… Никто не видит твоих ночных слез, никто не осудит за позднюю слабость…

На праздничных маевках больше отмалчивались, першило в горле у седых, постаревших мужчин, на груди ордена и медали, а в душе вечная боль, тяжелый камень. С каждым годом редели их ряды. Что-то иногда публиковали к юбилейным датам сами, что-то рассказывали журналистам, но недоговаривали, носили в себе глубинное, невысказанное, да и не нашлось рядом чуткого уха, отзывчивого сердца, чтобы записать, систематизировать рассказы старого партизана, подписать фотографии. Многие лица на старых снимках остались безымянными».

– Для молодежи, в основной своей массе, Великая Отечественная война – это одно из исторических событий наравне с другими войнами, которые проходили на нашей территории. Не задавали они вам вопрос, а почему опять о войне? Неужели нельзя сменить тему?

— И молодежь бывает разная. Все начинается в семье. Недавно показала своему внуку, ему скоро исполнится 6 лет, коробочку с солдатскими медалями моего свекра, партизана бригады имени Кутузова Шатырёнка Кирилла Васильевича (1910-1993), отдельно – Орден Ленина.

– Это медаль «За отвагу», это «За трудовую доблесть». Награждали за труд во время войны, медали из серебра высокой пробы. Медаль «Партизану Отечественной войны» из латуни.

– Нет, это золотая! Бабушка, мне так нравится золотая, дай поносить, – просит внук.

– Пусть будет по-твоему – золотая, – соглашаюсь.

Закрепила ему на футболке.

– Ух, ты, какие они тяжелые, настоящие…

Вот оно, осязаемое в руках прошлое, «тяжелый» металл, награды не за стеклом музейной витрины, а в домашнем архиве.

– Бабушка, подари мне медали, – не унимается внук.

– Нет, мой дорогой, это не игрушки, вырастешь, передадим тебе, как память, не девчонкам же, внучкам отдавать. Они фамилию свою сменят, у тебя останется фамилия – Шатырёнок.

В разговорах о Великой Отечественной войне часто звучат слова о том, что война не обошла стороной ни одну советскую семью. Это правильные слова, и если мы будем напоминать своим детям, каким тяжелым испытаниям подверглись их прадеды, сколько слез и страданий они пережили, тогда и живая память о той войне и нашей Великой Победе сохранится.

Беседовала Ангелина Светлова