Долетался…

Посадка самолёта авиакомпании Ryanair, совершавшего перелёт по маршруту Афины-Вильнюс, в Минске и арест сооснователя оппозиционного телеграм-канала NEXTA* ожидаемо вызвали бурную реакцию стран Запада. Скорее всего, в ближайшее время Европейский Союз и США примут очередной пакет санкций против Беларуси, приурочив его к этой громкой истории (к слову, новый санкционный пакет и так недавно анонсировался, так что вряд ли следует ожидать чего-нибудь по-настоящему существенного).

«Беглые» уже окрестили произошедшее «актом государственного терроризма», Литва возбудила уголовное дело по факту «захвата воздушного судна», гневную отповедь руководству РБ дали представители внешнеполитических ведомств ряда европейских государств и международных организаций. Официальный Минск, говоря языком современной мем-культуры, реагирует на это с абсолютным покер-фейсом. Было, дескать, сообщение о минировании — мы решили проверить. Не оставлять же подобные сигналы без внимания! Всё ради безопасности пассажиров воздушного судна. А Протасевич… Да, так иногда случается, ирония судьбы. Гражданин Республики Беларусь, тут уж ничего не поделаешь, коль на него заведено уголовное дело и волею случая он оказался на родине.

Можно сказать, это лицемерие и цинизм. Вполне возможно. Только дело в том, что в политике данные понятия уже давно возведены в ранг приемлемого и сделали это как раз те, кто сейчас громче всех возмущается. Обратимся к новейшей истории.

2004 год. Личный борт члена Совета Федерации РФ от Пензенской области Андрея Вавилова, следовавший по маршруту Москва–Барбадос-Аспен, по требованию федерального прокурора округа Северная Калифорния (США) совершил посадку в аэропорту Палм-Бич. Вавилова и его супругу допрашивали более четырёх часов и отпустили под подписку о даче показаний по интересующим власти США вопросам по месту дальнейшего его пребывания.

2013 год. Самолёт президента (!) Боливии Эво Моралеса, летевший из Москвы, совершил вынужденную посадку в Вене из-за того, что Франция, Португалия, Испания и Италия отказались предоставить для пролёта главе латиноамериканского государства своё воздушное пространство. Причина — подозрения в том, что на борту находится разыскиваемый властями Штатов бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден. Грубо нарушив Венскую конвенцию 1961 года, власти Австрии попытались обыскать президентский борт. Моралеса 12 часов продержали в аэропорту, а затем отпустили.

2016 год. Рейс «Белавия» Киев-Минск принудительно вернули в аэропорт Жуляны, пригрозив поднять в воздух истребители. После приземления сотрудники силовых структур Украины задержали летевшего этим рейсом гражданина Армении, известного антимайдановца Армена Мартиросяна, и подвергли его личные вещи обыску. Беларусь вручила официальную ноту протеста, но это, как мы понимаем, не оказало никакого влияния на украинские власти. Запад не среагировал никак.

Уже этих трёх случаев вполне достаточно, чтобы понять простую вещь: белорусские власти не сделали чего-то экстраординарного, они просто применили те же методы, что и власти государств, вводящие сегодня санкции против РБ. Только сделали это гораздо изящнее, при этом не нарушив международное право. Крики об истребителе и потенциальной угрозе «сбить самолёт» — от лукавого. Во всех описанных выше ситуациях воздушные суда, решившие по-девятаевски идти напролом, были бы сбиты. Точно так же в любой стране мира, если вы попытаетесь убежать от стражей порядка, которые решили проверить ваши документы, вас жестко задержат. И не потому, что правоохранители кровожадные, а потому что это их работа.

В ответ на такую аргументацию можно услышать упрёк: возможно, с точки зрения холодной юриспруденции всё так и есть, «хитры вы, конечно, собаки легавые с подходцами вашими», но по справедливости-то взяли молодого парня, который противостоит диктатуре, выступает за правовое государство, за всё хорошее против всего плохого. «Ён герой». Ну, тут уж на вкус и цвет товарища нет. Для кого диктатура, а для кого легитимная власть. Для кого-то США — колыбель демократии, а для кого-то — империя зла. Эдвард Сноуден для Вашингтона — предатель, которому грозит смертная казнь, а Протасевич — борец за права человека, преследуемый режимом. Роман Протасевич для Минска — экстремист, которого нужно упрятать за решетку, а Сноуден — борец за права человека, преследуемый режимом. У каждого своя мерка.

Андрей Войтович

* Решением суда Центрального района г. Минска от 20 октября 2020 г. телеграм-канал NEXTA признан экстремистским.