Расширение автомобильной скоростной дороги из Москвы до Екатеринбурга выглядит вполне логичным этапом с учетом обозначенной государством задачи по обеспечению безопасного скоростного движения через всю европейскую часть – от Балтики до Урала. Таким образом в 2024 году, с учетом действующей трассы Москва – Санкт-Петербург и Центральной кольцевой автодороги, будет автодорога М12 Москва – Казань протяженностью 794 километра. И это один из участков международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай. Дорогу должны построить к 2024 году, то есть за 3,5 года. Хотя раньше срок стоял – к 2030 году. Госкомпания «Автодор» уже в этом году может начать проектно-изыскательские работы, а в 2022 году – строительные.
«Дорогу, о которой президент сказал, до Казани до конца 2023 года планируем построить, до Екатеринбурга – до 2024 года. Мы никогда еще в истории за 3,5 года такие дороги не строили»,
– сказал вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. По его словам, это станет возможным благодаря упрощению ограничений в строительной отрасли, сокращению излишних требований, внедрению BIM-технологий, а также системной штабной работе.
Время в пути от Москвы до Екатеринбурга по новой трассе сократится с 14 до семи часов. Автодорога должна потянуть за собой развитие территорий, по которым она проходит. «Строительство инфраструктурных объектов имеет мультипликативный эффект для развития экономики. Более того, реализация таких проектов означает увеличение товарооборота и в целом развитие территорий», – замечает Васильева.
«Европейская часть и Урал – это самые заселенные территории России. Кроме того, Урал – это своеобразный металлургический «пуп» страны с крупными и оборонными, и гражданскими предприятиями, а также тяжелым машиностроением, тогда как именно европейская часть России в значительной мере является потребителем этой продукции и в какой-то мере поставщиком сырья и ресурсов. Поэтому связать их вместе скоростным сообщением необходимо», – говорит Семенов.
Международная практика показывает, что проекты транспортной инфраструктуры находятся на втором месте после возобновляемой энергетики в числе проектов, которые реализуются с помощью инструментов проектного финансирования.
«Это очень капиталоемкие, но вместе с тем и экономически значимые проекты. Государственная поддержка в виде инфраструктурных кредитов отлично вписывается в схему такого финансирования и при правильных подходах к структурированию может обеспечить приток частных инвестиций в эти проекты», – считает Васильева.
Развитие инфраструктуры и повышение инвестиционной активности, включая вложение средств ФНБ в магистраль Москва – Казань – Екатеринбург, это ключевой фактор повышения темпов роста российской экономики. «По нашим расчетам, государственные инвестиции могут вносить в ближайшие годы вклад в ВВП около 1%», – заявил главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров.
Власти также готовы выделять кредиты на жилищное строительство и возведение туристических объектов. По словам Путина, амбициозная цель России возводить 120 млн квадратных метров жилья ежегодно сохраняется. Для сравнения: в 2020 году было возведено 80 млн кв. м, хотя для кризисного года это, конечно, неплохое достижение. На жилищное строительство институт развития «ДОМ.РФ» будет привлекать ресурсы через размещение облигаций, а за счет субсидий от государств институт сможет выдавать застройщиками кредиты под 3-4% годовых.
Еще одна насущная проблема России – в 21-м веке не в каждом доме есть газ. Путин потребовал от Газпрома и Мособлгаза проработать вопрос газификации населенных пунктов России. «Конечно, газификация населенных пунктов даст толчок к развитию регионов хотя бы в социальном плане, так как отопление углем и дровами в 21-м веке – это анахронизм. Тут скорее непонятна позиция Газпрома, ведь газификация регионов всегда была его задачей, но газовый гигант значительно больше инвестировал в развитие экспорта», – замечает директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Игорь Смирнов.
Также президент указал на развитие туристической инфраструктуры в рамках нацпроекта. В числе пилотных проектов: развитие Шерегеша – горнолыжного центра Кузбасса, создание яхтенного курорта в Балаклавской бухте в Севастополе, укрепление туриндустрии на Алтае и в Калининградской области. Появится возможность обустроить и расширить маршруты Золотого кольца.