Она началась пять лет тому назад в Минске, а завершилась в соседнем Слуцке, поведав не только и не столько о коте, сколько о людях и плотном, сложном соприкосновении двух цивилизаций — людей и братьев наших меньших.
Все здесь абсолютно реальное: и сюжет, и герои, и фото, и вполне стандартная завязка. Идя однажды по городу, парень с девушкой вдруг услыхали мяуканье — ребятишки тискали крошечного ничейного котенка. Малыша было жаль. Дети вечером уйдут домой, и он останется один. Улица — плохая судьба для кота, который создан для жизни с человеком.
— Понравился?.. Забирай! — неожиданно предложил Маше спутник.
Так в конце две тысячи пятнадцатого года они неожиданно стали «котовладельцами», а вскоре и супругами (кот в дом — счастье в дом!). Отмытый и откормленный Барни (в кругу семьи просто Боря, Барсук) к тому времени сиял дымчато-рыжим цветом и замечательными способностями. Смышленый, забавный, домовитый, он быстро стал полноправным владельцем хозяйских сердец и жилплощади.
А когда вырос, освоил походы из окна квартиры на первом этаже во двор. «Он никогда не заставлял нас волноваться: погуляет немного и придет, — рассказывает Мария. — А если мы на улице, ходит за нами, как собака, или ждет нас у подъезда под кустом…»
Трагедия разразилась в прошлом году 31 июля, когда отправившийся на прогулку Барни исчез. Он не вернулся домой к вечеру. Не было его и во дворе. Хозяева забили тревогу. Сразу же распечатали и развесили повсюду несколько сотен объявлений с фотографией кота. В этом им помогали знакомые и незнакомые люди.
День за днем Маша с мужем обходили окрестные дворы и подвалы, показывая фотографию Борьки дворникам и бабушкам, которые кормят бродячих животных. Обратились к специалистам по поиску животных. Разместили объявление о пропаже на форумах зоозащитников…
Активные поиски длились около четырех месяцев и остались безрезультатными: домашний любимец пропал без следа. Господи, сколько рыжих и «околорыжих» котов они видели за это время — не меньше нескольких сотен!.. Но Борьки среди них не было.
Однажды кто-то в очередной раз сообщил, что где-то видели похожего пушистика, и Машин муж, оставив все дела, отправился по указанному адресу. И это снова был не Барни. Зато в кустах неподалеку мяукал другой брошенный котенок — еще один комочек страха и горя. Мужчина подобрал маленькую кошечку и привез домой: «Вот, пусть живет у нас. Пока Борька не вернется…»
Питомицу назвали Верой — в знак того, что «старшего» дома ждут и надеются на его возвращение. Так закончилась первая часть истории. Вторая началась в ноябре этого года.
Однажды Марии позвонили:
— Здравствуйте!.. Я тут в подвале ошейник кошачий нашел, а на нем в капсуле ваш телефон.
— Где это?
Собеседник — рабочий ЖКХ — назвал какой-то странный, явно не минский адрес: улица Ленина… Оказалось — слуцкий!
На следующий день Маша отпросилась с работы (отпустили сразу, — все знали о Борьке), заправила полный бак и вскоре, превышая скоростной режим, мчалась в Слуцк. С легким сердцем. Почему-то зная, что все получится… Снова долгие походы по дворам, беседы с работниками ЖКХ и бабками у подъездов — и снова безрезультатно.
Как вдруг на объявление с фото, размещенное на слуцких форумах любителей животных, откликнулась женщина:
— Я знаю этого кота. Это точно он. Каждый день приходит ко мне на подоконник покушать…
Договорились, что она поймает «гостя» в очередной его визит. Но, как назло, кот вдруг исчез на несколько дней. А когда появился и его попытались «пленить»…
— Вы зачем моего кота ловите? — возмутилась вдруг женщина, проживавшая в соседнем доме.
— Это не ваш кот, а мой. Я его кормлю.
— Нет, мой!
— Нет, мой!..
В процессе общения выяснилось, что у рыжего путешественника имеется постоянное место жительства. Прошлым летом сердобольная женщина обратила внимание на то, что во дворе среди орды пушистых бродяжек появился «новый рыжий» — приметный, ухоженный, явно домашний. Другие коты прибегали и убегали, а этот сидел на одном месте, словно ждал кого-то. Ясно было: потерялся. Пришла осень. Стало холодно. «Пропадет на улице», — подумала женщина и забрала беднягу домой.
Кот сразу показал, что хорошо воспитан и замечательно вписывается в домашнюю жизнь, но просился гулять (явно привык). Его отпускали. Как оказалось, во время этих прогулок он дополнительно «встал на довольствие» в соседнем доме на улице Чехова — жил, так сказать, на две семьи.
…Когда Маша увидела кота, ни малейших сомнений не осталось — это Барни. Новая владелица вернула его прежней хозяйке. Мария вручила сувениры на память всем, кто помог ей разыскать любимого Борьку, — рабочему и обеим новым его хозяйкам.
Вот уже два месяца как кот дома. Радость Барни омрачает только наличие новой жилички — Веры, которая «влезла в семью» в его отсутствие. Пока идет притирка характеров. Но, без сомнения, в итоге все получится, — ведь всех в этом доме объединяет любовь.
До сих пор непонятно, каким образом рыжий кот попал из Минска в Слуцк. Разумеется, не сам ушел: кто-то украл его, увез, наигрался и выбросил, или это была злая шутка, или какая-то нелепая и маловероятная случайность. Только сам Борька мог бы рассказать правду, и поэтому мы ее никогда не узнаем. Но зато знаем наверняка, что в нашем противоречивом, сложном и трагическом мире существуют люди, готовые сообща тратить силы, время и деньги на спасение попавшего в беду кота.
И пока это так — у нас есть будущее.
Инна Кандаурова