В ноябре-декабре прошлого года, когда уличная активность прозападной оппозиции в Минске сошла на нет и попряталась по кухням и дворовым чатам, ее лидеры, окопавшиеся в Вильнюсе и Варшаве, пообещали нам «горячую весну». Весна 2021 года уже перевалила свою половину, а у обещанных протестов – провал за провалом.
От «Воли» до «Шляха»
Старт «горячей весны» был назначен оппозиционерами на 25 марта.
В этот день националисты и либералы-западники традиционно отмечают «День Воли» –годовщину провозглашения в 1918 году на оккупированной кайзеровскими войсками территории опереточной «Белорусской Народной Республики».
БНР та так и не состоялась. Немцы не позволили создать полноценное белорусское государство – это сделала Советская власть путем образования БССР. БНР же, не существовавшая де-факто, со временем самоликвидировалась и де-юре.
Все это, однако, не мешает белорусской оппозиции обозначать 25 марта не только как день национальной (в первую очередь, антироссийской) государственности, но и как день повышенной протестной активности.
В нынешнем году никакой активности не получилось. Правоохранительные органы взяли столицу и другие крупные города под плотный контроль и не допустили массовых несанкционированных мероприятий.
Как сообщило Министерство внутренних дел Беларуси, «анонсированные деструктивными телеграм-каналами масштабные протесты не состоялись. В стране зафиксированы единичные факты нарушения законодательства о массовых мероприятиях – преимущественно это одиночные пикеты с незарегистрированной символикой».
Второй точкой «горячей весны» должна была стать очередная годовщина трагедии на ЧАЭС 26 апреля, когда оппозиция традиционно организовывает так называемый «Чернобыльский шлях».
Пусть название мероприятия никого не вводит в заблуждение: к экологии и энергетической безопасности оно давно не имеет никакого отношения. Все последние «шляхи» имели ярко выраженный антиправительственный характер с откровенными призывами к свержению государственной власти.
В этом году ничего подобного не будет. Белорусская власть, успешно пережившая политический кризис лета-осени прошлого года, взяла ситуацию в стране под полный контроль и не позволит оппозиционерам использовать тематику чернобыльской трагедии для новых провокаций.
Оппозиция, ненадолго и обманчиво поверившая в слабость Александра Лукашенко, сейчас находится в полной растерянности. Президент Беларуси, как всегда, оказался силен. Люди, поддавшиеся на провокационные призывы поучаствовать в свержении его власти после президентских выборов, наверняка уже пожалели об этом.
Массовый отказ граждан откликнуться на призывы оппозиции протестовать 25 марта и 26 апреля – убедительное доказательство этого очевидного факта.
О провокациях на День Победы тоже забудьте
С «Днем Воли» и «Чернобыльским шляхом» власть не стала играть в поддавки с желающими вновь попротестовать на улицах Минска и не дала разрешения на проведение данных мероприятий. Оппозиционеры целенаправленно были загнаны в несанкционированный формат, который очевидно выдохся.
Однако 1 и 9 мая сама власть традиционно проводит праздничные массовые мероприятия, и угроза того, что ими могут воспользоваться в своих политических целях деструктивные силы, вполне реальна.
Об этом проговорился из Вильнюса один из лидеров оппозиции Павел Латушко, абстрактно призвав белорусов продемонстрировать, например, на День Победы «свою волю к победе». Что скрывается за этим призывом – гадать не приходится.
Оппозиции, плотно сидящей на западных грантах, кровь из носу нужно возвращение массовых уличных антилукашенковских протестов. Не будет таких протестов – оскудеет поток финансового вспомоществования.
И 9 мая здесь как нельзя кстати. Понятно, что власть республики-партизанки, потерявшей в Великой Отечественной войне почти треть населения, не может совсем отказаться от массовых мероприятий в такой важный для Беларуси день. Испортить людям праздник – изуверский, но технологичный план.
На прошлой неделе власть недвусмысленно показала Латушко и его компании: даже не думайте! Ответ будет жестким.
Ошибка пушкиниста
Комитет государственной безопасности Беларуси и Федеральная служба безопасности России эффектно отчитались о совместной спецоперации по предотвращению попытки государственного переворота, подготовкой которого занималась группа белорусских оппозиционеров.
13 апреля в Москве были задержаны Александр Федута и Юрий Зенькович, а в Минске – Григорий Костусев. Все они подозреваются в подготовке заговора с целью захвата власти и даже убийства высших должностных лиц государства и членов их семей. Не будем предвосхищать выводы следствия и суда, но разговоры фигурантов дела, зафиксированные съемками оперативников и показанные по телевидению, выдают серьезность их намерений.
Кто эти люди?
Самый известный из них – Александр Федута. Литературовед, ученый-пушкинист, общественный деятель и политтехнолог. В 1994 году был заметной фигурой в предвыборном штабе Александра Лукашенко и много сделал для его победы на тех первых выборах.
Затем перешел в жесткую оппозицию. На президентских выборах 2010 года был ближайшим соратником оппозиционного кандидата Владимира Некляева и одним из организаторов массовых протестов на площади Независимости, завершившимся неудачным штурмом Дома правительства.
После тех событий отсидел 3,5 месяца под следствием в минском СИЗО КГБ, но отделался легким испугом – в мае 2011 года получил 2 года лишения свободы (условно) за организацию групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок.
Спустя 10 лет, как видим, пушкинист наступил на те же грабли и сейчас находится в том же самом СИЗО. Не похоже, что на этот раз Александр Федута отделается столь же легко.
Григорий Костусев – председатель крайне националистической консервативной Партии БНФ. Земляк Александра Лукашенко по Шкловскому району и вечный его противник. В 2010 году тоже был кандидатом в президенты и подозревался в организации послевыборных протестов – даже попал в СИЗО КГБ. Но вышел на свободу без предъявления обвинения уже через сутки и избежал суда.
Тот урок, как видим, тоже не пошел оппозиционеру впрок. Сейчас одними сутками не отделается.
Самый малоизвестный из задержанных – Юрий Зенькович. Однако роль его в этом деле, как следует из предварительного подозрения спецслужб, совсем незаурядная.
В младые годы Зенькович был заметным активистом Партии БНФ. Затем эмигрировал в США, получил американское гражданство и занялся юридической практикой. Видимо, не потерял свой оппозиционный интерес к родной Беларуси. Спецслужбы сообщают, что до московской встречи с Федутой Зенькович посетил ряд западных столиц в целях получения «консультаций».
Дело принимает серьезный оборот. И сейчас я имею в виду не только печальные личные перспективы Федуты, Костусева и Зеньковича, но и в целом «горячую весну» всех белорусских оппозиционеров.
Предполагаю, что после описанных выше событий все они сейчас затихнут, как мыши под веником. Череда весенних провалов завершилась задержанием деятелей оппозиции по очень серьезному обвинению. Логичная точка в политическом кризисе, который будоражил нашу спокойную республику несколько месяцев.
Никита Палецкий