Как бы сегодня выглядели крупные белорусские и российские города, если бы к их архитектурному облику не приложили руку наши талантливые земляки? Что если бы не было ни знакомых видов с открыток, ни десятков объектов культурного наследия, отмеченных в туристических справочниках достопримечательностями из разряда must see? Очевидно, эти города многое бы потеряли, и дело не только в туризме. Мы составили подборку из семи архитекторов-белорусов, дарованию которых не так просто найти альтернативу.
Семен Сидорчук
Будущий архитектор царскосельской Ратной палаты Семен Сидорчук родился в 1882 году в Кобрине (сейчас Брестская область). Он окончил Виленское реальное училище, а затем Петербургский институт гражданских инженеров с золотой медалью.
С 1907 года Сидорчук получил место царского архитектора и переехал с семьей в Царское Село, где проектировал дома, мосты и больницы. В некоторых документах указано, что царь Николай II называл его «мой Семен» и даже поручил возведение часовни на могиле Григория Распутина.
В 1913 году архитектор разработал проект Государевой Ратной палаты в неорусском стиле. Через два года по проекту Сидорчука в Царском Селе построена деревянная церковь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» на Царскосельском Братском кладбище российских воинов, погибших в Первой мировой войне. Церковь не сохранилась: при советской власти ее снесли, а кладбище, где были похоронены более 1500 солдат русской армии, уничтожили бульдозерами.
После прихода к власти большевиков архитектор вернулся в родной Кобрин, который оказался в составе Польши. Сидорчук занялся инженерной работой, построил ряд зданий в Бресте, Лунинце, Кобрине, Ровно, Луцке. Также он отстраивал сожженные мосты в Брестской крепости, а в 1925-1928 годах занимал должность главного архитектора города Бреста.
Вероятно, Семен Сидорчук имел монархистские взгляды, хотя в антибольшевистском движении участия не принимал. Его близкие друзья, инженеры Николай Котович и Георгий Маймескул, руководили русской монархической организацией в Полесском воеводстве, поддерживали связи с генералом Александром Кутеповым и великим князем Николаем Николаевичем.
Евгений Дятлов
Судьба главного архитектора Минска (с 1970 по 1974 годы) Евгения Дятлова была интересной и непростой. В июне 1941 года он окончил школу и сразу же отправился на войну – тогда ему казалось, о мечте стать известным художником придется забыть. Он состоял в партизанском отряде, подрывал вражеские эшелоны, уничтожал мосты и переправы. Талант живописца пригодился Евгению при оформлении журналов и листовок, которые печатались партизанами его отряда.
После окончания Великой Отечественной войны Дятлов поступает в Московский архитектурный институт. После окончания учебы он по распределению отправляется в столицу Казахстана. Его коллеги отмечали, что Евгений мыслил гораздо шире, чем масштабами одного здания, и что он трезво оценивал сочетание всей застройки. Архитектором в тот период созданы жилые дома, кинотеатр «Алма-Тау», телевизионный центр, Дом Советов и гостиница «Казахстан».
В 1965 году Евгений Дятлов возвращается в Беларусь, занимает руководящую должность в институте «Минскпроект». По проектам Дятлова застраиваются новые районы Минска, он участвует в планировании строительства метрополитена, работает над созданием универсама «Рига» по ул. Сурганова, ресторанов «Свитязь» по Ленинскому проспекту столицы и «Минск» в городе Потсдаме (ГДР). В 1988 году Евгению Дятлову было присвоено звание заслуженного архитектора БССР.
Виталий Лагутенко
Мало кто может назвать привлекательными хрущевские постройки, заполонившие все постсоветское пространство. Однако этот феномен является частью нашей общей истории. Он же во многом определяет облик современных городов.
Так вот, автором проекта первых хрущевок был наш земляк из Могилева – Виталий Лагутенко. Первые типовые здания даже назывались по фамилии архитектора лагутеновками. В 1956 году Лагутенко назначили руководителем Архитектурно-планировочного управления города Москвы. Он должен был решить проблему нехватки жилья.
Первый дом по проекту архитектора был построен в Москве на улице Гримау. Массовый градостроительный эксперимент проводили в деревне Черемушки, которая стала новым районом Москвы под названием Новые Черемушки. Там возвели 16 четырехэтажных домов. Интересно, что в первоначальные проекты архитекторы еще вносили декоративные элементы по аналогии со сталинками. По всему СССР первые районы с такой застройкой называли Черемушками.
Станислав Шабуневский
Современный архитектурный облик Гомеля во многом определил талант архитектора Станислава Шабуневского. Он построил большинство зданий города в первой половине XX века.
Будущий архитектор родился в Бобруйске в 1866 году. После окончания Слуцкой гимназии юноша поступил в Петербургский институт гражданских инженеров. Затем его отправили по распределению в Гомель. Стартом его карьеры стало участие и победа в конкурсе проектов здания классической мужской гимназии (сегодня здание БелГУТа). Талант молодого Шабуневского, которому на тот момент не было и тридцати, был высоко оценен: вскоре его назначили главным архитектором города, а потом губернии и округа.
Дом-коммуна по проспекту Ленина, здание бывшего Виленского коммерческого банка (на пересечении улиц Советская и Крестьянская), бывший дом гомельского доктора Н. И. Александрова (сейчас здание ЗАГСа на Ирининской улице) – эти и многие другие строения бесспорно являются гордостью города Гомеля.
При советской власти Шабуневский работал инженером. В 1919 году искренне сочувствовал восстанию Стрекопытова (кстати, основная часть боевых действий происходила в гостинице «Савой», спроектированной Шабуневским), но вскоре архитектора самого мобилизовали в Красную армию до 1922 года. Затем он вернулся в Гомель, где в 1923—1924 годах руководил реставрацией дворца Румянцевых-Паскевичей, пострадавшего от пожара во время гражданской войны.
Дальнейшая судьба нашего выдающегося земляка сложилась трагично. В 1930-е годы его арестовали по ложному доносу за участие в правотроцкистской организации. Станислав Шабуневский был отправлен на строительство Беломорканала в Медвежьегорск, где и скончался. Уже посмертно талантливому архитектору было присвоено звание почетного гражданина Гомеля.
Иван Жолтовский
Мастер сталинской архитектуры, неоренессанса и неоклассицизма Иван Жолтовский родился в 1867 году под Пинском. Его родители были бедными ополяченными шляхтичами, но великий архитектор, внесший огромный вклад в формирование облика Москвы, всегда записывал себя в анкетах как белоруса. Он рос в ту эпоху, когда потомки ополяченных западнорусских родов выбирали между интеграцией в польскую нацию или возвращением в русскую. Кстати, в польской «Википедии» статьи об Иване Жолтовском нет – поляки его за своего не признают.
В 1887 году молодой Жолтовский поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Из-за крайней бедности юноша несколько раз отчислялся из учебного заведения и подрабатывал помощником архитектора. Уже тогда у него появились первые серьезные проекты. В целом учеба заняла порядка одиннадцати лет.
В 1909 году Жолтовский стал академиком Императорской академии художеств. Архитектор был крайне плодотворен. Чтобы описать все его работы не хватит и отдельной монографии, не то что статьи. Нарком просвещения Анатолий Луначарский написал о нем Ленину: «Горячо рекомендую Вам едва ли не самого выдающегося русского архитектора, который приобрел всероссийское и европейское имя – гражданина Жолтовского».
Архитектор также прославился как талантливый преподаватель. Он взрастил целое поколение перспективных градостроителей: Илью и Пантелеймона Голосовых, Константина Мельникова и других.
Иван Жолтовский реализовал свои крупные проекты в Москве, Вичуге (ныне Ивановская область), Сочи и Махачкале. Самый яркий и плодовитый период его деятельности пришелся на послевоенное время, когда архитектору присвоили Сталинскую премию.
К наиболее известным работам Жолтовского относятся дом Тарасова (1912 год) – городская усадьба в духе итальянского Ренессанса (сейчас Институт Африки РАН); дом на Моховой (1934 год) – многоквартирный дом для работников Моссовета напротив Кремля; дом Жолтовского на Ленинском проспекте, 11 (1949 год) – за него архитектор получил Сталинскую премию; реконструкция Московского ипподрома (1955 год) – старейшего в стране и первого в мире рысистого ипподрома, дом работников НКВД на Смоленской площади (1956 год); здание Института Горного Дела (1951 год); дом Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) на Проспекте Мира (1957 год), реконструкция здания Центрального банка на Неглинной улице (1927 год), жилые дома на Ленинском проспекте и Смоленской площади.
За 56 лет карьеры Иван Жолтовский возвел множество дворянских усадеб, промышленных и общественных сооружений, крупнопанельных домов, за что был удостоен нескольких престижных наград и званий. Его имя навсегда вписано в историю отечественной архитектуры золотыми буквами.
Братья Михаил и Борис Бархины
Архитектор, педагог и ученый Михаил Бархин родился в Бобруйске в 1906 году в семье известного градостроителя и одного из основателей Союза архитекторов СССР Григория Бархина.
В 1920-е годы будущий архитектор учился в Московском институте гражданских инженеров. В эти же годы он начал реализовывать с отцом первые совместные проекты. Их сотрудничество началось в 1924 году, когда Михаил был еще студентом второго курса института, и продолжалась на протяжении двадцати пяти лет. Такое тесное и длительное творческое содружество было чрезвычайно плодотворным. Наиболее выдающийся проект отца и сына – детальный план по восстановлению Севастополя после Великой Отечественной войны.
В 1930-е Михаил Бархин преподавал в Московском инженерно-строительном училище, а также военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева и Московском архитектурном институте. Параллельно с преподавательской деятельностью Бархин работал над обликом театра имени Мейерхольда совместно с Сергеем Вахтанговым.
В послевоенное время архитектор дважды (в 1958 и 1959 годах) представлял на конкурс проекты Дворца Советов. Михаил Бархин также известен как теоретик архитектуры. Им написано несколько десятков работ о градостроительстве и архитектурном проектировании.
Младший брат Михаила, Борис, также учился в Москве: сначала в Высшем инженерно-строительном училище, а затем в Московском архитектурном институте.
В годы Великой Отечественной войны Борис создавал маскировку для стратегически важных объектов, работал над обликом объектов Военпроекта.
В 1950-е годы Борис Бархин разрабатывал план застройки Смоленской набережной (в том числе знаменитый Генеральский дом), Центральный музей Вооруженных сил СССР. В это же время он работал над архитектурным обликом жилых зданий в Минске.
Богдан Ермаков