Первые партии были отправлены в Россию 5 марта, сообщил Минтранс РФ.
«Вторая отправка с «Мозырского НПЗ» состоялась 6 марта — отгружена партия мазута общим объемом 3,6 тысячи тонн. Груз будет перевален в морской порт Санкт-Петербурга», – говорится в сообщении.
Беларусь и Россия заключили межправительственное соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов на экспорт через морские порты РФ 19 февраля.
Документ предусматривает перевалку белорусскими предприятиями почти 10 миллионов тонн грузов в морских портах России на Балтике в 2021-2023 годах. На 2021-й запланирована перевалка до 3,5 миллионов тонн, на 2022-й – до 3,2 миллионов тонн, на 2023-й – до 3,1 миллиона тонн. Речь о таких грузах, как бензин, мазут и масло.
Белорусские грузы через порты России
В августе Александр Лукашенко пообещал ответить на санкции европейским странам. Белорусский лидер поручил правительству внести предложение о переориентации торговых потоков из портов Литвы на другие маршруты.
Объем нефтепродуктов, которые будут перенаправлены в российские порты, может составить до 4-6 миллионов тонн. Речь в первую очередь о северо-западных гаванях – Усть-Луге, Приморске, Высоцке и Санкт-Петербурге.
Также Лукашенко заявлял, что Минск готов рассмотреть возможность строительства терминала в Ленинградской области за счет сэкономленных средств российского кредита на возведение БелАЭС.
Кто будет экспортировать грузы через порты РФ
В реализации проекта заинтересованы «Белорусская нефтяная компания», «Новая нефтяная компания», «Мозырский НПЗ» и «Нафтан».
Как пояснял на церемонии подписания соглашения министр транспорта РФ, цена для белорусских поставщиков нефтепродуктов будет ниже, чем была при перевалке через прибалтийские порты.
«Все наши стивидоры, трейдеры и участники от РЖД – мы все пошли на существенные скидки, исходя из тех объемов, которые предложила белорусская сторона», – говорил Виталий Савельев.
В перевалке белорусских нефтепродуктов задействованы порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области — Усть-Луга (150 км от Санкт-Петербурга), порт Приморск (5 км от города Приморска, конечная точка Балтийской трубопроводной системы) и «Морской порт Санкт-Петербург».
Не исключено, что в ближайшие годы будут переориентированы не только нефтяные белорусские потоки, но и начнется отгрузка калийных удобрений.