Неужели Большой Брат следит за нами? Стоит ли взрослым дядькам идти в Тик-Ток? Как написать или сказать так, чтобы тебя услышали тысячи, а то и миллионы? Нужно ли давать заголовки пошлые, на грани фола? На эти увлекательные вопросы пробовали найти ответы наставник и слушатели на февральском заседании Школы журналистки «Мастерская BY-RU» в процессе обсуждения темы «Новые средства медийного контента».
Своим опытом и ощущениями от пребывания в этой новой меняющейся коммуникационной среде поделился известный российский журналист, телеведущий, блогер, режиссер Константин Семин. Предлагаем без купюр несколько важных тезисов из этой беседы.
Дни телевидения сочтены?
Мне кажется, в значительной степени да. Театр неоднократно объявляли изжившим, отжившим жанром, но он уже сто лет как существует и кинематографу окончательно свои позиции не уступил. Тем не менее где-то рядом с ним, думаю, скоро окажется и телерадиоприемник, а на смену телевидению, традиции «телесмотрения», придут новые синтетические жанры, которые будут подразумевать интерактивность, мобильность и приходить в дом каждого потребителя информации через знакомые всем мобильные устройства, которые есть у каждого из нас.
Боятся ли «подножки» девочки?
Социальные сети, видеоплатформы, скорость передачи информации радикально изменились по сравнению с каким-нибудь 2004 годом. В то время я был корреспондентом ВГТРК в Нью-Йорке. Помню, как впервые в оборот ввели слово «блогер» и приходилось с трудом подобрать слова для того, чтобы российской телевизионной аудитории объяснить, что же это за люди и почему они сыграли такую важную роль на президентских выборах. А сегодня все крупнейшие телеканалы мира давным-давно одной ногой находятся в интернете, развивают свои платформы в Твиттере, Инстаграме, Тик-Токе, Ютубе и Фейсбуке. Думаю, недалек тот час, когда переселятся туда окончательно. А блогер уже давно не самодеятельность, а профессия, соперничающая по затратности, вложениям и количеству труда с традиционными средствами массовой информации.
Журналист без корочки?
Одно из изменений, привнесенных этой новой реальностью в нашу жизнь, состоит в том, что для того, чтобы быть журналистом и обладать аудиторией, совершенно не обязательно иметь профильное образование и соответствующую корочку. Сегодня законодателями мод, властителями умов являются люди, еще недавно не имевшие совершенно никакого отношения ни к нашей профессии, ни к институтам, которые готовят таких специалистов. И даже, как ни печально это признавать, совершенно не обязательно обладать каким-то исключительным красноречием для того, чтобы привлекать внимание. Шансы уравнялись. Нет больше давидов и голиафов. Все примерно равны. И мое слово, которое в Тик-Токе может привлечь внимание десяти тысяч человек, внезапно окажется несопоставимым по силе воздействия со словом 10-15-летней девочки из Краснодара, у которой аудитория будет исчисляться миллионами. При том, что я, возможно, видел и читал больше, но я недостаточно интересен для аудитории по сравнению с этой девочкой. Сегодня это два конкурирующих вектора, сечения. Как, с одной стороны, сохранять этот привлекательный облик, гнать кликбейт, делать так, чтобы на тебя обращали внимание разновозрастные группы, и, с другой стороны, как сохранить главную мысль, не выхолостить сообщения и остаться, несмотря ни на что, журналистом? Очень сложный вопрос, который каждый из нас, оказавшихся в этой изменившейся реальности, для себя решает.
За славой, хайпом или влиянием?
Как бы это банально ни звучало, вы должны спросить себя — зачем идете в журналистику? Если за популярностью, славой и деньгами — одна история. Идете для того, чтобы менять мир, сообщить что-то ему и что-то о нем узнать – совсем другая. Первый путь часто перпендикулярен второму. И нужно отдавать отчет, что миссия информирования, сообщения и влияния на мир далеко не всегда приносит деньги. Это не всегда трамплин для каких-то карьерных свершений, а долгая, трудная и неблагодарная работа. Если же вам по душе то, что интернет называет хайпом, боюсь, мои советы не до конца окажутся полезными.
Сформулировать мысль при помощи жестов?
Марк Твен когда-то сказал, что очень важно, выступая на подиуме или общаясь со своей аудиторией со страниц газет, подбирать правильные слова. И разница между правильно подобранной формулировкой и не очень — примерно такая же, как между молнией и светлячком. В этом содержится глубокий смысл. Для того, чтобы говорить о чем-то со своей аудиторией, необходимо соблюдать единство формы и содержания. Форма подразумевает вашу способность, готовность облечь в слова то, что вызрело у вас в голове, то, что хотелось бы рассказать и, соответственно, требует развития вербальных способностей доносить мысль. Или иными способами, вплоть до жестов или каких-то видеопостановок, зарисовок.
На уроках в моем вузе, на кафедре стилистики и русского языка, фактически с хлыстом наши преподаватели требовали от каждого, кто пробовал написать заметку или репортаж, в первую очередь ответить на вопрос, какая главная мысль сообщения. И если вы не в состоянии вместить ее в одно-единственное предложение, неважно, написали «Войну и мир» или статью, значит, есть проблема с текстом. И стоит оглянуться, отдышаться, спросить себя, а что я хочу сказать, могу ли уместить все в одно предложение. Это очень важная тренировка.
Не исключаю, есть люди, которым нравится слушать любую болтовню, не вслушиваясь в его слова. Но, если вы собираетесь менять мир, сообщать информацию и таким образом воздействовать на умы, придется протягивать этот прочный канат между содержанием, главной мыслью и формой.
Что случилось с аудиторией?
Прошло время классических газетных сообщений, в которых отсутствовали бы кликабельные ссылки, ведущие читателя на какие-то другие страницы с дополнениями. Прошло время громоздких телевизионных репортажей. Когда я пришел на телевидение, их продолжительность доходила до 4-5 минут, и ясно, что сегодня это мало кто будет смотреть. Сегодня время коротких форм. Короткая форма создала такие платформы, как Твиттер, Тик-Ток, Инстаграм. Существующие ограничения на знаки и секунды здесь не случайны. Дело в том, что сознание аудитории по мере развития средств массовой коммуникации и ускорения прогресса тоже меняется. И если аудитория 50-60-х годов могла воспринимать сложносочиненные длинные предложения и была терпима, предположим, к продолжительности кадров в 5, 10, 15 секунд, то сегодняшняя совершенно другая. Более динамичная, более нетерпеливая. Помимо того, что вы обязаны быть всегда лаконичны, предельно ясны и понятны, перед вами теперь стоит задача уместить информационное сообщение, запихнуть его в самые жесткие, суровые, может быть, невозможные рамки.
Что нам делать в Тик-Токе?
Я считаю, что это очень прогрессивная история. И хотя многие мои коллеги насмехаются над такими платформами, как Твиттер и Тик-Ток, говорят, что, дескать, там тусуется неразумная и безумная молодежь, по-моему, есть и оборотная сторона у этого явления. В том же Тик-Токе знаю огромное количество аккаунтов людей — от университетских преподавателей риторики до профессоров математики, физики, которые приняли эти правила. И это своеобразный вызов для каждого творческого человека. Если они хотят рассказать о чем-то новом, умудряются сделать это за 60 секунд.
Как взять читателя на крючок?
Жизнь в интернете — это жизнь голого человека, которого необходимо во что-то заворачивать, постоянно продавать, каким-то образом презентовать, привлекать внимание окружающих. Так и появляется это проклятое слово «кликбейт», а значит, подходим к такому важному вопросу, как заголовок, аннотация, первая строка. Все это в газетном мире и раньше существовало — были лиды, цепляющие заголовки. Я, например, считаю, что лучше всех придумывает заголовки газета «Коммерсант». Да простит меня «Комсомольская правда» с ее многолетней традицией выдумывания удивительных, точных, ярких, броских, цепляющих, ассоциативных заголовков.
Тем не менее, штука «кликбейт» — это немножко другое, это уже видоизменившееся ремесло. Задача вашего заголовка в социальных сетях, если, например, речь идет о Ютубе, не столько уместить в несколько слов конкретную информацию и таким образом получить внимание аудитории, сколько высунуться и быть заметным в принципе. Вы вынуждены принять правила новой среды и составлять заголовки так, чтобы они были вызывающими, крикливыми и работающими. Вопрос в том, насколько вы готовы поступиться вашими морально-этическими нормами. Потому что самые кликбейтные названия — на грани фола, в которых содержатся иногда пошлые, дразнящие намеки… Но, увы и ах, все то, с чем боролись на факультетах журналистики раньше, все то, что клеймили желтой недостойной журналистикой, сегодня мощнейшим потоком хлынуло на нас… И мы в нем болтаемся… Поэтому, если хотите, чтобы ваше сообщение не пропало на просторах инета, обязаны откликаться на эти изменившиеся правила.
Неужели за нами следят?
В отличие от телевидения нынешняя среда помнит все. Ваши ходы записаны навсегда. И каждая ваша оговорка, каждая ошибка — это то, что тащите за собой, как кошка, к хвосту которой привязана консервная банка. И вас постоянно будут тыкать вашими же цитатами… Пугаться не надо. Без этого шлейфа не будет никаких побед, свершений и триумфов. Но нужно помнить, что каждое произнесенное слово может быть использовано против вас. Другое дело, что его ценность значительно уменьшилось… Да и в этом информационном шуме очень легко потеряться. Но помните, что Большой Брат следит за вами и никуда от сказанного не денетесь. Поэтому все-таки будьте осторожны и постарайтесь не говорить такого, о чем впоследствии придется сожалеть.
Виктория Трикало