Профессор МГИМО Андраник Мигранян признает, что после распада Советского Союза баланс сил на планете нарушился, Америка попыталась доминировать везде и всюду, и не заметила, как на ее пути возник растущий и набирающий мощь Китай. Известный влиятельный эксперт не сомневается в том, что Россия с геополитической точки зрения находится теперь в благоприятной геополитической ситуации, которая связана с противостоянием двух гигантов – США и Китая. «В этой гонке одержит победу тот, на чьей стороне будет Россия», — заявил он в беседе, состоявшейся при поддержке Международного медиаклуба «Формат А-3». Основные выдержки из разговора на тему «Новая политика в старых одеждах» предлагаем читателю.
Будет ли Америка давить на Россию
«Видимо, в Вашингтоне приняли решение – до того, как вступить в решающую схватку с Китаем, попытаться сломать Россию, подчинить и не допустить, чтобы она в час решающей схватки этих держав за мировое лидерство, была самостоятельным игроком. Буквально первые месяцы президентства Байдена демонстрируют, что американская внешняя политика по отношению к России ориентирована на мощнейшее давление, финансово-экономическое удушение, продвижение «демократии», а в итоге и изменение режима. Удастся ли нам удержаться – большой вопрос, но, надеюсь, что да, однако это уже будет проблемой ближайших четырех лет».
Куда «пойдет» Беларусь
«Два года назад, выступая перед общественностью Гродно, я сказал, что Беларусь не отношу к странам Восточной Европы. Сидящие два профессора подняли руки и уточнили: а почему вы так считаете? Попытался объяснить, почему мне все-таки кажется, что Беларусь в большей степени принадлежит Русскому миру. Но я тогда почувствовал, что это не мнение отдельных профессоров, а части людей, ориентированных на Литву или Польшу, в глобальном плане, возможно, на Европу или Америку. Хотя, как часто бывает, те, кто ориентируется на те или иные регионы, не очень представляют, что именно там происходит. Сужу об этом по сегодняшней дискуссии в российской печати по поводу Европы, Запада. Многие пишут в СМИ о вещах, о которых не имеют никакого представления».
«Недавние события в Беларуси дают очень серьезную тему для размышления. Белорусы внутри себя должны определиться – какой будет у них вектор развития. Значительная часть, как я понимаю, по-прежнему считает, что их путь вместе с Россией. А у нас сегодня тоже разворачиваются общественные и интеллектуальные дискуссии по поводу того, что надо делать, как определиться по отношению к Европе, Америке и самим себе. Российской идентичности до сих пор нет, и это обсуждаемая проблема. А тем более не существует пока и какой-либо объединенной российско-белорусской идентичности».
Почему американцы вывешивают портреты Путина
«Сегодня «оплот демократии» тоже переживает глубокий кризис идентичности, американский консерватизм находится под ударом. Недаром в США появляется все больше и больше симпатизантов России, а Владимира Путина уже рассматривают как защитника и покровителя консервативного движения в мировом масштабе».
«Я много пишу и говорю о США. Я прожил 10 лет в этой стране, 50 лет изучал. В шутку иногда говорю, что знаю ее лучше, чем любой американец. Страну, как и политику, надо чувствовать кожей. Разумом необходимо анализировать, но, если кожа тебе не подсказывает, то голова ни до чего хорошего не доведет. Да, у меня на юге Америки осталось немало друзей, у которых в кабинетах висят портреты Путина! В Штатах идет внутренняя гражданская война: с одной стороны, те, кого называют либерал-фашистами, либерал-нацистами, а с другой – белые супремасисты, белые фашисты, расисты… В этой схватке мы, конечно, напрямую не участвуем, хотя опосредованное влияние на нее в определенной степени оказываем. Ведь огромное количество американских граждан, а это 75 миллионов проголосовавших за Трампа, относят себя к хранителям консервативных представлений о семье, церкви, религии, обществе, морали и нравственности. А их сегодня третируют демократы и либералы. И куда эти люди должны смотреть? На Китай? Вряд ли… Ведь это далекая и не очень понятная им культура. А вот Россия в данном смысле может быть примером. По крайней мере, эти американцы могут чувствовать, что не одни в мире».
Создаст ли Трамп свою партию
«В Республиканской партии США сегодня возможен раскол по поводу Трампа. Ее трезвомыслящие члены считают, что движение «Make America Great Again» – это основа, шанс вернуться во власть через четыре года, а через два – выиграть промежуточные выборы в Конгресс и Сенат. Но, конечно, существует угроза, и поэтому целый ряд известных республиканцев примеряют на себя электорат Трампа. Все хотят получить его поддержку: вначале на конгрессовских выборах, а затем и на президентских. Поэтому я думаю, что, скорее, исходя даже из каких-то корыстных интересов, Трамп не пойдет на раскол. Однако в таком случае он должен остаться лидером республиканцев, потому что за ним сегодня стоит большинство электората. И тогда не будет необходимости создавать параллельную партию».
Достроят ли газопровод «Северный поток-2»
«Думаю, что все-таки не мытьем, так катаньем мы его достроим. Мне кажется совершенно недопустимым то, что Газпром, имея большой опыт и зная о проблемах с санкциями, не удосужился своевременно купить те самые корабли-трубоукладчики. Это такой идиотизм! Просто недопустимая оплошность и промах! Ведь они заранее должны были позаботиться о покупке, от которой во многом зависит судьба компании, больших поставок, огромного притока денег. Хотя это уже другой вопрос… Там вроде осталось уложить километров 50 или 150… Думаю, что руководство Газпрома и его сотрудники могут руками это все проложить, без кораблей (улыбается. – Прим.)».
Хуже, чем во времена холодной войны?
«Невероятного информационного противостояния с нарушением всех норм журналистики в мире не было никогда, даже в разгар холодной войны. Фейки, оскорбления, унижения, дискредитация, цензура – такого не допускалось ни в 60-е, ни в 70-е, ни уж тем более в 80-е годы.
Не зря же говорят, что внешняя политика – это продолжение внутренней. Мой любимый и очень влиятельный американский журналист «Фокса» Такер Карлсон возмущается: «Ну до чего мы дожили, если ведущие Си-Эн-Эн ратуют за закрытие «Фокс ньюс»?! Зачем? Закрыть для того, чтобы не было альтернативного мнения? Более авторитетного и весомого в конкурентной борьбе? Неудивительно, что требование единомыслия внутри страны тянет за собой и требования единомыслия в мировом масштабе. От этого никуда не деться…»
«Бывший профессор Принстона Стивен Коэн, а он выдающийся человек был, говорил, что даже в худшие годы холодной войны было более уважительное отношение к противоположной стороне, по крайней мере всегда на американском телевидении и в газетах присутствовало альтернативное мнение».
Что «приобрела» Армения с приходом к власти Никола Пашиняна
«Увы, мой исторический народ и Армения оказались в катастрофе из-за позорной, некомпетентной, чудовищной политики кучи дегенератов, пришедшей к власти с помощью уличной толпы. В Америке, где долгое время пришлось работать, меня воспринимали как патриота, русского державника, государственника… Но я часто думал о своей несчастной маленькой родине на Кавказе, сожалея о том, что Господь не дал ей общую границу с Россией. Ну почему наша держава не признала в свое время независимость Карабаха? Санкции? Да кого они волнуют сегодня?! А ведь как важно, когда тебя в этом мире поддерживает какая-то могучая страна, когда она обеспечивает твою безопасность, предоставляет тебе собственный рынок для продажи товаров, тем самым гарантируя работу тысячам твоих граждан».
Почему повезло Беларуси
«Беларуси в этом смысле очень повезло. Возможно, кто-то читал мою статью в «National Interest» «Четыре причины, почему не удалась цветная революция в Беларуси». Первая – это волевой характер самого Александра Григорьевича, который не испугался, второе – единство власти и силовиков, элитных групп, готовность стоять до конца, третье – отсутствие в стране оппозиции как единой силы. И четвертая – мощная поддержка России. Это было главным, что сохранило и Лукашенко, и власть, и государство. Иначе вы бы имели хаос. Возможно, не такой, как в Армении, но все равно хаос… Я побывал в Литве, Латвии, Эстонии. Там уничтожена промышленность, вся индустриальная основа. Молодежь мотается по Европе в поисках работы… И Беларусь ожидало бы то же самое будущее».
«В конце беседы хочу сказать, что я очень люблю Беларусь, это правда. Когда-то возвращался из Паланги, где мы семьей отдыхали. Ехали через Беларусь, и вдруг машина сломалась. Тут же все бросились помогать: кто-то начал ремонтировать, кто-то предлагал поселить… У меня остались очень теплые впечатления. Я понял, что это особые люди».
Виктория Трикало