Невероятный Латушко

«Теневой премьер» окопавшегося в Вильнюсе Координационного Совета белорусской оппозиции Павел Латушко пригрозил участникам VI Всебелорусского народного собрания (состоится в Минске 11-12 февраля 2021 года по инициативе президента Александра Лукашенко), что все они будут внесены в некий санкционный список и вообще сильно пострадают.

«Если не откажетесь»

Латушко уверен, что Всебелорусское народное собрание нарушает Конституцию и законы страны, и пугает избранных делегатов ответственностью сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса.

Если не откажетесь, запугивает делегатов собрания Павел Павлович, пойдете в тюрьму до 10-ти, а то и до 15-ти лет!

В среде белорусских оппозиционеров вообще бытует странное мнение, будто Всебелорусское народное собрание – орган неконституционный, а потому участники таких собраний – преступники.

Раз такое дело – заглянем в белорусское законодательство.

В статье 37 Основного Закона страны сказано, что «граждане Республики Беларусь принимают участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях».

Давно действует и Закон Республики Беларусь «О республиканских и местных собраниях».

Не надо быть семи юридических пядей во лбу, чтобы понимать: Всебелорусское народное собрание является разновидностью прописанного в Конституции республиканского собрания. Организовывать такие собрания можно, участвовать в них можно, угрожать гражданам за подготовку и проведение таких собраний – нельзя.

Но так могут рассуждать люди с нормальной логикой. У оппозиционера Латушко логика аномальная. Он уже составляет «Единую книгу регистрации преступлений», куда грозится внести фамилии всех делегатов VI Всебелорусского народного собрания.

При этом сам Координационный Совет оппозиции поддержал создание так называемой платформы народных представителей «Сход», нисколько не смущаясь, что данное мероприятие – тоже есть форма республиканского собрания.

Разница между двумя форумами есть. Один проводится властью, другой – прозападной оппозицией. Один пройдет в Минске «вживую» в течение двух дней, второй планируется сделать постоянно действующей цифровой площадкой. На провластном собрании будет 2700 делегатов, выдвинутых в трудовых коллективах, местных Советах и общественных объединениях, на виртуальном оппозиционном «Сходе» соберется 328 человек, избранных путем голосования в чат-ботах.

Оба этих собрания легитимизированы нормами законодательства. Но «демократ» Латушко вертит правовыми нормами, как дышлом: призывает усадить за решетку участников  Всебелорусского собрания, но не ставит под сомнение «Сход» своих сторонников.

Чья бы корова мычала

Грубоватая народная поговорка характеризует отношение Павла Латушко к Всебелорусскому народному собранию и его делегатам как нельзя лучше.

Предстоящий в феврале национальный форум будет шестым по счету. Традицию проведения Всебелорусских собраний Александр Григорьевич Лукашенко заложил в октябре 1996 года. Затем они проходили регулярно с интервалом примерно в пять лет – в 2001-м, 2006-м, 2010-м и 2016-м годах.

По сути своей, заявленным целям и механизму определения делегатов все собрания принципиально ничем не отличаются. Почему же Латушко имеет претензии к нынешнему, шестому по счету? Почему предлагает внести в «список Латушко» («Единая книга регистрации преступлений») исключительно его делегатов?

Ответ находим в вехах политической биографии «прозревшего демократа».

Первое Всебелорусское народное собрание молодой еще Павел Павлович встретил в должности скромного чиновника Министерства иностранных дел Беларуси. Второе – уже пресс-секретарем того же МИДа. Третье – послом в Польше. Четвертое – министром культуры. Пятое – послом во Франции.

Все его в той жизни устраивало. Ходил на непыльную работу, ездил по заграницам, заседал в президиумах, не пропускал презентации и фуршеты. Приветствовал и проводил в жизнь политику государства.

Круче того! В архиве информационного портала vkobrine.by легко обнаруживается сообщение об избрании 2 ноября 2010 года делегатов IV Всебелорусского народного собрания от Кобринского района Брестской области. В списке 22 счастливых обладателей мандата находим скромную запись: «Латушко Павел Павлович – министр культуры Республики Беларусь».

Совсем непонятно, какое отношение тогдашний министр и нынешний оппозиционер имеет к Кобринском району, ибо сам он – коренной минчанин. Кроме загранкомандировок, за пределами столицы ни дня не жил и не работал. Выходит, типичный «варяг», «засланец» вышестоящих органов для избрания в регионе. Однако Павел Павлович, ставший ныне в позу идейного борца с властью, от мандата того не отказался.

И уж если Латушко заговорил о репрессивном «списке Латушко» в связи с Всебелорусскими собраниями, то должен был бы внести в него самого себя не в последнюю очередь.

Папаша Мюллер и «невероятные»

В 1952 году вышли в свет мемуары бывшего начальника внешней разведки Службы безопасности гитлеровского Рейха (VI отдел РСХА) Вальтера Шелленберга «Лабиринт».

Исследователи до сих пор сомневаются в достоверности некоторых фактов, изложенных Шелленбергом. Переспросить бывшего эсесовца не было никакой возможности, так как он умер от тяжелой болезни печени незадолго до публикации «Лабиринта».

Что ж, приходится принимать на веру диалог автора с начальником тайной государственной полиции (IV отдел РСХА) Генрихом Мюллером, описанный в мемуарах. И основания для этого имеются, ибо есть масса свидетельств и документов, показывающих, что шеф гитлеровского гестапо был не столько убежденным национал-социалистом, сколько жестоким политическим карьеристом. Достаточно того, что в гитлеровскую НСДАП он вступил лишь в 1939 году под давлением партийной канцелярии и будучи уже в звании штандартенфюрера СС.

Шелленберг описывает реакцию «папаши Мюллера» на шутку, что из того получился бы неплохой глава НКВД:

«Он посмотрел на меня, в его глазах таилась зловещая усмешка.

– Это было бы превосходно, – ответил он презрительном тоном, и его баварский акцент проявился сильнее. – Тогда бы вам и вашим твердолобым друзьям буржуа пришлось бы качаться на виселице».

Яркий эпизод про тех, которым все равно, кому и какой идее служить, кто может быстренько «переобуться» и легко перейти на другую сторону баррикад.

Мне никогда не приходило в голову говорить добрые слова о лидерах белорусской оппозиции. Персонажи они – так себе. Однако представители ее «старой гвардии», безуспешно подрывающие основы государства, созданного Александром Лукашенко, вот уже четверть века ведут себя последовательно. Их не упрекнешь в идейных шатаниях, отсутствии принципов, личного мужества и способности к самопожертвованию на пути к своей цели.

Президентская кампания 2020 года отодвинула эту «старую оппозицию» на задний план и вынесла на поверхность новую «плеяду» борцов с Лукашенко.

Сами себя и своих сторонников они величают «невероятными».

Это справедливо. Невероятно представить, каким образом в лидерах «новой оппозиции» оказались бывший посол и министр Павел Латушко, бывший посол и директор Парка высоких технологий Валерий Цепкало, бывший банкир Виктор Бабарико.

Четверть века названные господа и их подельники без какого-либо психологического дискомфорта отсидели в своих теплых креслах. Настоящие бенефициары действующей власти, получившие от нее все, – должности, звания, социальный статус, деньги. Хвалили власть, продвигали ее политическую повестку.

И, как выяснилось, – делали все это с камнем за пазухой.

Весной 2020 года им показалось, что президент Лукашенко утратил поддержку народа. Что пришло подходящее время переметнуться в стан его противников. Не просто переметнуться, а занять там руководящие посты. Поучать «невероятных белорусов», как им жить дальше, как замутить «цветную революцию», «минский майдан». Как убрать Лукашенко.

Невероятное перерождение, невероятный кульбит и потеря совести!

Никита Палецкий