Исследование ФГУП «Главный радиочастотный центр России» показало, что Россия вошла в топ-5 стран с наименьшим уровнем зависимости от иностранных веб-сервисов. Она заняла в нем четвертую строчку, уступив лишь Сирии, США и Китаю. Исследователи связывают это популярностью в стране отечественных соцсетей и других платформ.
Независимая Россия
Россия оказалась на одном из последних мест по уровню зависимости от иностранных онлайн-сервисов. В этом плане она уступает лишь США, Китаю и Сирии. К такому выводу пришли специалисты Научно-технического центра ФГУП «Главный радиочастотный центр России».
Аналитики оценивали зависимость жителей 24 стран от соцсетей Facebook, Instagram и Twiter, поисковика Google и видеосервисов YouTube и TikTok. В рейтинге перечислены страны с различными географическим положением, уровнем распространения интернета и численностью населения.
Для онлайн-платформ Facebook, Instagram и Twitter за основу были взяты статистические данные зарубежного сервиса DataReportal.
Facebook интересует россиян меньше, чем «Вконтакте» и «Одноклассники»
Статистику по Google, TikTok и YouTube исследователи взяли с иностранных порталов StatCounter и Statista. Все данные, использованные в исследовании, актуальны на 2019 г.
Чем меньше, тем лучше
В опубликованном рейтинге страной с наименьшим уровнем зависимости от иностранных веб-платформ оказался Китай – жителям страны из перечисленных сервисов нужны только Google (3%) и TikTok (73%). За ним следуют США и Сирия, а затем – Россия с результатами 10% (Facebook), 46% (Google), 45% (Instagram), 28% (TikTik), 70% (YouTube) и 10% (Twitter).
Страна | Население, млн | Кол-во пользователей, млн (процент от населения) | Facebook, % | Google (поисковая система), % | Instagram, % | TikTok, % | YouTube, % | Twitter, % | Зависимость информационного пространства от глобальных платформ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Аргентина | 44,99 | 35,09 (78%) | 88 | 98 | 62 | 9 | 93 | 18 | 0,81 |
Израиль | 8,59 | 7,19 (84%) | 81 | 98 | 59 | 46 | 90 | 14 | 0,8 |
Греция | 10,45 | 8,3 (79%) | 72 | 98 | 45 | 18 | 90 | 10 | 0,75 |
Бразилия | 211,8 | 150,4 (71%) | 86 | 97 | 62 | 17 | 64 | 10 | 0,73 |
Великобритания | 67,71 | 65 (96%) | 71 | 92 | 44 | 13 | 76 | 30 | 0,7 |
Австралия | 25,35 | 22,31 (88%) | 73 | 94 | 52 | 5 | 68 | 34 | 0,7 |
Франция | 65,2 | 58,03 (89%) | 60 | 92 | 37 | 11 | 90 | 15 | 0,69 |
Индонезия | 272,1 | 175,4 (64%) | 96 | 98 | 47 | 4 | 47 | 8 | 0,69 |
Польша | 37,87 | 30,63 (81%) | 65 | 99 | 27 | 7 | 81 | 5 | 0,68 |
ЮАР | 58,93 | 36,54 (62%) | 72 | 95 | 15 | 4 | 86 | 8 | 0,68 |
Египет | 101,4 | 54,74 (54%) | 80 | 98 | 30 | 15 | 60 | 9 | 0,67 |
Италия | 60,51 | 49,48 (82%) | 61 | 96 | 45 | 15 | 66 | 7 | 0,66 |
Саудовская Аравия | 34,54 | 32,23 (93%) | 47 | 97 | 47 | 10 | 61 | 57 | 0,65 |
Канада | 37,58 | 35,32 (94%) | 70 | 92 | 43 | 10 | 50 | 22 | 0,63 |
Ирак | 39,77 | 29,82 (75%) | 85 | 98 | 48 | 3 | 18 | 4 | 0,6 |
Германия | 83,65 | 77,79 (93%) | 43 | 94 | 31 | 16 | 65 | 8 | 0,59 |
Венесуэла | 28,48 | 20,5 (72%) | 59 | 97 | 26 | 0 | 50 | 8 | 0,58 |
Япония | 126,7 | 116,5 (92%) | 19 | 75 | 28 | 19 | 100 | 44 | 0,58 |
Южная Корея | 51,25 | 49,21 (96%) | 30 | 77 | 29 | 13 | 77 | 13 | 0,54 |
Индия | 1 370 | 687,6 (50%) | 45 | 98 | 15 | 29 | 39 | 2 | 0,53 |
Россия | 145,9 | 118 (81%) | 10 | 46 | 45 | 28 | 70 | 10 | 0,41 |
Сирия | 17,29 | 8,11 (47%) | 0 | 98 | 4 | 0 | 34 | 5 | 0,4 |
США | 330 | 288,1 (87%) | 76 | 88 | 49 | 23 | 67 | 24 | 0,01 |
Китай | 1 440 | 854,5 (59%) | 0 | 3 | 0 | 73 | 0 | 0 | 0,01 |
Источник: «Главный радиочастотный центр России».
Отдельно специалисты опубликовали аналогичный рейтинг для стран с высокой долей пользователей интернета (свыше 75% от численности населения) – в нем Россия занимает второе место, уступая только США. За ней следуют Южная Корея, Япония, Германия и Канада.
Откуда столь высокие показатели
Минимальный на фоне 20 стран уровень зависимости России от иностранных соцсетей и других онлайн-сервисов аналитики объяснили «наличием отечественных сервисов и их популярностью среди российских пользователей». Они также подготовили рейтинг веб-сервисов по востребованности среди российских пользователей интернета, в котором на первом месте находятся соцсети «Вконтакте» и «Одноклассники», принадлежащие холдингу Mail.ru Group.
Онлайн-платформа | Доля интернет пользователей, использующих онлайн-платформы, % | Доля населения, использующая онлайн-платформы, % |
---|---|---|
«Вконтакте» | 61 | 49 |
«Одноклассники» | 43 | 35 |
«Яндекс» (поисковая система) | 69 | 56 |
Mail.ru | 53 | 43 |
10 | 8 | |
46 | 38 | |
45 | 36 | |
TikTok | 28 | 23 |
YouTube | 70 | 57 |
10 | 8 |
Источник: «Главный радиочастотный центр России».
Третье место в рейтинге занимает поисковик «Яндекса», а Twitter и YouTube находятся в конце списка. При этом в России, вопреки заявлениям исследователей, на момент публикации материала не было ни одного полноценного аналога ни Twitter (микроблоги) ни YouTube (видео- и стриминговый сервис).
Для чего все это было нужно
Исследуя показатели зависимости тех или иных стран от зарубежных веб-платформ, сотрудники Научно-технического центра ФГУП «Главный радиочастотный центр России» преследовали четыре основные цели. В первую очередь, как сказано в исследовании, они стремились определить «показатель зависимости информационного пространства
от глобальных онлайн-платформ», а также провести ранжирование стран по степени этой зависимости.
В дополнение к этому исследователи ставили перед собой цель провести анализ рисков манипулирования общественным мнением и информационных диверсий и заодно выявить угрозы наднационального регулирования СМИ со стороны онлайн-платформ.
«Риски манипулирования общественным мнением и информационных диверсий, а также угроза наднационального регулирования СМИ со стороны онлайн-платформ существуют во всех исследуемых государствах, кроме США (в части онлайн-платформ юрисдикции США) и Китая. Риски манипулирования общественным мнением и риски информационных диверсий, а также угроза наднационального регулирования СМИ со стороны онлайн-платформ зависят, в том числе, от количества интернет-пользователей в государстве», – говорится в исследовании.