Таков лозунг главной аграрной газеты Беларуси, редактор которой был спикером январской Школы журналистки «Мастерская BY-RU»
Сергей Михович, возглавляющий «Сельскую газету» уже много лет, рассказал студентам факультетов журналистики и старшеклассникам, мечтающим об этой удивительной профессии, как добиться успеха в современных печатных СМИ.
Интересно, что буквально месяц назад «Сельской газете» (она же «Белорусская нива») исполнилось сто лет! 15 января 1921 года вышел первый номер газеты, которая тогда называлась «Белорусская деревня». С тех пор издание выходило более-менее регулярно, с перерывом лишь на Великую Отечественную войну.
«Теперь время выбрало нас. Чтобы запечатлеть этот исторический рубеж, перешагнуть его и продолжать писать историю современности. Это, конечно, большая честь и огромная ответственность. Мы, как кажется, справляемся», – заметил спикер.
Как оказалось, в канун юбилея в редакцию «Белорусской нивы» пришла поздравительная телеграмма, которую прислал читатель с семидесятилетним стажем! Алексей Михайлович Минюк из Смолевичей почти всю жизнь оформляет подписку на газету, которую избрал себе в друзья раз и навсегда. Сергей Михович считает, что читателей, похожих в своем выборе на А. Минюка, не так и мало.
«Нам, конечно, очень важно, чтобы газету читали и молодые люди, – подчеркнул он. – И вообще важно, чтобы ее выбирали как можно больше читателей. И в самом первом номере «Белорусской деревни», и в сегодняшнем всегда главным редактором были их читатели. Я, увы, не могу спросить об этом у своего коллеги – первого руководителя редакции Степана Булата, но почему-то убежден: так думал, этой концепции придерживался и он. И еще все семь моих предшественников. Нет читателя – нет и газеты! У нас он есть, как и был всегда, все эти сто лет», – подчеркнул спикер.
В этот день на площадке ZOOM со слушателями говорили еще и о том, что печатные СМИ, причем как белорусские, так и мировые, переживают сейчас не самые простые времена. Бумаге приходится конкурировать с интернетом и думать над тем, как обновиться и пережить непростой период перехода издания в цифровую эпоху.
Редактор «Сельской газеты» полагает, что несмотря на насущные проблемы, в целом печатная пресса не умирает, хотя ее очень многие «хоронят». Он уверен, что и через сто лет многие газеты будут жить, даже если их контент частично и перетечет в интернет-пространство. Однако переформатирование издания – это одно, а вот потребность в проверенной, отшлифованной информации, аналитике, да и многолетняя привычка встречать утро чашечкой кофе под шелест бумаги, никуда не исчезнут.
Слушателей интересовал вопрос, как получилось, что Сергей Григорьевич выбрал именно сельскую тематику. Выступающий рассказал, что с первых дней работы увлечен «деревенской журналистикой». Он убежден, что «Белорусская нива» – сельская газета о сельской жизни –может и должна стать одной из самых влиятельных и тиражных газет в Беларуси.
«Время выбрало нас. Мы не сетуем, не бронзовеем и не расслабляемся. Удержать бы весь этот вес – ответственности, доверия, поиска. Если только вместе, как всегда, – рассуждал он. – Сколько известнейших имен в журналистике, литературе, искусстве, полиграфии, политике, науке подарила за свое столетие наша «сельчанка» – не счесть! Здесь работало много фронтовиков, партизан, героев советского тыла. Кстати, стенд «Они сражались за Родину» на самом видном месте в нашем офисе в Доме прессы. Загляните на сайт sb.by нашего издательского дома «Беларусь сегодня», полистайте страницы электронного музея «Сельской газеты». Это все наша с вами судьба и наша с вами биография».
Слушатели из Гродно, Барановичей и Минска были очень активными на занятии. Они буквально забросали наставника самыми разнообразными вопросами. Можно ли попасть к вам на стажировку? Готовы ли вы напечатать материал абитуриента? На что делает упор ваша газета при продвижении контента своего издания в интернете? Сегодня молодежь все дальше уходит от традиционных СМИ в сторону мобильных устройств, планшетов, интернета и предпочитают получать новости из социальных сетей и новостных мобильных приложений. Неужели вы верите, что они могут каким-то образом заинтересоваться печатным изданием? Существует ли у «Сельской газеты» проблема кадров? Ответы были развернутыми, содержательными и интересными.
Спросили главреда, безусловно, и про то, как шла подписная кампания во время пандемии.
«Подписка на периодические издания в разгар пандемии не обещала, увы, ничего хорошего. Что бы кто ни предпринимал, ни обещал, чем бы, извините, ни заманивал. Потери уже в своем прогнозе становились неизбежны. И к ним мы, собственно, были готовы», – признался он.
Однако, и это большая удача, тираж «сельчанки» удалось сохранить. Более 20 тысяч экземпляров – это по меркам Беларуси прекрасный результат. Особенно если учесть, что газету, как правило, читает не один человек, оформивший подписку, а вся семья. Следовательно, эту цифру можно смело умножить как минимум на два…
«Мы постараемся в новом году никого не разочаровать, наоборот, удивить и прибавить в информационном и аналитическом разнообразии, – пообещал Сергей Михович. – Когда у меня спрашивают, кто главный редактор в газете, отвечаю: читатель! Без формального главного редактора, которым на данном историческом отрезке времени выпала честь быть мне, газета выходить еще может. А вот без тиража, подписчика, читателя все это дело бессмысленно. Понимаете теперь, где телега, а где лошадь…»
Виктория Трикало