ЕС-США: Давайте дружить «автономно»

ЕС намерен развиваться в направлении стратегической автономии в своих отношениях с США. Об этом говорится в заявлении, принятом Советом ЕС. В документе отмечается, что, «следуя собственному стратегическому курсу и наращивая потенциал к автономным действиям, более сильный Европейский союз сможет активно способствовать укреплению трансатлантического партнерства и выполнению поставленных в рамках этого формата задач».

Что конкретно подразумевается под «потенциалом к автономным действиям», пока до конца не ясно. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель назвал эту идею спорной и отметил, что она нуждается в дополнительной проработке.

Очевидно, что это заявление появилось именно сейчас не случайно. Оно является частью дипломатической подготовки ЕС к вступлению в должность нового американского президента Джозефа Байдена. В старой Европе победу Байдена на президентских выборах встретили с нескрываемым удовлетворением. Европейские политики наперегонки заговорили о восстановлении трансатлантического партнерства, изрядно подорванного при администрации Трампа.

Однако похоже, что холодок, пробежавший в отношениях между берегами Атлантики, не исчезнет после того, как Дональд Трамп покинет Белый дом. Минувшие четыре года стали серьезным уроком для Европы, который показал, что полагаться на США как на старшего союзника больше нельзя. Американская гегемония слабеет, а политический класс США переживает смуту и раскол. И хотя «неправильного» с точки зрения Брюсселя Трампа сменил «правильный» Байден, это не означает, что европейско-американские отношения смогут вернуться к тому, что было пять или десять лет назад.

Политическое брожение внутри США продолжается, а их способность выполнять роль мирового жандарма вызывает все большие сомнения. И Байден явно выступает временной фигурой, не способной предложить выход из системного кризиса, в который погружаются США. А значит, все международные институты и структуры, завязанные на американскую гегемонию, также будут переживать кризис и постепенно утрачивать дееспособность.

В этих условиях вопрос о стратегической автономии вполне закономерно становится актуальным для ЕС. Впрочем, пока не очень похоже, что европейские элиты готовы к этой новой роли. Европа слишком долго жила под стратегическим зонтиком США и считала такое положение нормальным и комфортным. Более того, долгое время американское доминирование виделось как единственная панацея от конфликтов и соперничества внутри самой Европы.

Несмотря на то что разговоры о повышении политической самостоятельности ЕС велись давно, а политика администрации Трампа дополнительно стимулировала этот процесс, большинство европейских лидеров по-прежнему не готово выходить из привычной зоны комфорта под американским военно-политическим зонтиком.

Возможная автономизация ЕС действительно несет определенные риски. Во-первых, это возрождение внутриевропейской конкуренции за лидерство. Пресловутая «европейская солидарность» по-прежнему остается в большей степени мифом, чем реальностью, и американская гегемония долгое время гасила противоречия между странами и регионами Европы.

Кроме того, сами США, теряя контроль над Европой, могут вполне намеренно стимулировать рост этих противоречий, чтобы ослабить ЕС как потенциального конкурента. Собственно, именно этим и занимался Трамп, наращивая сотрудничество с восточноевропейскими странами и натравливая их на государства старой Европы. ЕС, оставаясь рыхлым конфедеративным образованием, может попросту не справиться с этими внутренними противоречиями. Однако ресурсов и возможностей для углубления европейской интеграции и концентрации власти в руках европейской бюрократии сегодня тоже нет.

СБ