Конец 2020, разгар второй волны. Уже есть вакцина и опыт, но рост заболеваемости не останавливается. Переболевшие коронавирусом заражаются повторно. Никто не знает, когда человечество вернется к нормальной, доковидной жизни.
Казалось бы, о каких путешествиях можно говорить, когда на повестке дня куда более важные вопросы? На деле все сложнее. Туристическая отрасль подпитывает экономику страны. В августе экономисты заявили, что экономика России на пике пандемии рухнула на 8,5% — крупнейшее падение за последнее десятилетие.
Одним из способов вернуть прежние показатели была попытка заинтересовать население во внутреннем туризме. Государство провело кампании по привлекательности отечественного туризма в СМИ, а также запустило программу кешбэка, участники которой получали 20% от стоимости любой поездки по России на карту «Мир». Это лишь капля в море, но в других странах мира дела обстояли не лучше.
По данным международной организации WTTC, на индустрию путешествий в 2019 году приходилось более 10% мирового ВВП. Стоит ли говорить о том, что в условиях тотального локдауна и закрытых границ этот показатель заметно упал? Города опустели, ограничительные меры резко ударили по экономике даже наиболее развитых стран. В конце марта крупные СМИ делали впечатляющие видео с кадрами разных городов мира во время пандемии.
В марте 2020 года Россия практически полностью прекратила авиасообщение с другими государствами. Исключением стали рейсы, которые возвращали граждан России домой из-за рубежа. Фактически до июля невозможно было говорить о перемещении внутри страны, не говоря уже о поездках за границу. Пассажирооборот крупнейшей российской компании «Аэрофлот» упал на 59,1%, хотя компания продолжала выполнять некоторые международные рейсы.
Эпидемиологическая обстановка улучшалась, но границы оставались закрытыми. Даже к середине августа о странах Шенгенской зоны лицам без европейского паспорта или хотя бы вида на жительство оставалось только мечтать. Турция, Танзания, Черногория, Великобритания и Швейцария — чтобы пересчитать страны, с которыми было налажено авиасообщение, хватило бы пальцев одной руки.
На что рассчитывали россияне и как распределялись туристические потоки
По данным опроса компании CBRE, который проводился в мае этого года в Московском регионе, 2/3 опрошенных заявляли, что максимум через два месяца после окончания самоизоляции хотят отправиться в путешествие. Интересно, что 93% опрошенных рассчитывали отдохнуть за границей. Лишь 6% решили отказаться от поездок в этом году из-за боязни заразиться коронавирусом.
Какие же факторы влияли на решение россиян при выборе направления или планировании заграничного путешествия после пандемии? Давайте обратимся к инфографике.
Наиболее весомыми причинами для выбора направления отдыха становилась стоимость путешествия (отметили 56% опрошенных) и благоприятная эпидемиологическая обстановка (55%) в регионе. Другие факторы, вроде комфортного размещения (34%) или уровня медицины (18%), меньше влияли на выбор путешественников. Очевидно было лишь то, что туристы боялись непредвиденных ситуаций, которые могут сорвать поездку или вынудить их действовать ситуативно — никому не хотелось рисковать здоровьем и финансами.
Сколько стоил отдых в России летом 2020 года
Путешествия можно условно разделить на два вида: поездки по туристическим путевкам и самостоятельные путешествия. Рассмотрим обе категории последовательно.
Чтобы понимать, насколько бюджетными были поездки по России этим летом, мы проанализировали наиболее дешевые семидневные туры на семью из двух взрослых и одного ребенка у разных туроператоров («Интурист», «Магазин горящих путевок», TezTour, OnlineTur, TUI). Такие предложения, как правило, не предусматривали питания и перелета, не говоря о музеях, экскурсиях и прочих образовательных и развлекательных активностях. Готовы ли были россияне к такой стартовой цене?
Опыт показал, что российские курорты были забиты до отказа. Отметим, что верхняя планка ценника на недельный отдых семьи из трех человек у этих же туроператоров могла доходить до 200 тысяч рублей. «У “Интуриста” цена за недельный тур на семью в Сочи в отель четыре звезды по системе “все включено” в июле начинается от 90,3 тысяч рублей, в августе в тот же отель — от 100,2 тысяч рублей», — отметил директор по развитию сети турагентств OnlineTur.ru Игорь Блинов.
Также было заявлено, что тур в пятизвездочный отель в Сочи на первой линии курорта с трехразовым питанием от туроператора «Библио-Глобус» в конце июля стоил семье с ребенком от 190 тысяч рублей. Такие цены сложно назвать демократичными. Интересно, намного ли дороже были туры в Турцию, которая открыла летом свои границы для российских туристов? Судя по предложениям TezTour, пятизвездочный отель на первой линии с обслуживанием «все включено» обошелся бы семье с ребенком в 62 тысячи рублей.
Цены не кажутся демократичными, особенно если учитывать тот факт, что в 2020 году выросло количество безработных. Альтернативу летнему отдыху по путевке составили поездки формата staycation (stay – пребывание, vacation – отпуск), недалеко от дома и без ночевок. Очевидно, именно поэтому статистика, отражающая количество граждан РФ, останавливавшихся в отелях и хостелах в 2020 году сократилась в 1.6 раз. Эксперты заявляют, что в этом году наблюдался рост самостоятельных путешествий по регионам России, в частности с помощью личного автотранспорта. Насколько комфортными были такие поездки? Разбираемся дальше.
Новые трудности для самостоятельных путешествий
Карантинные ограничения добавили сложностей тем, кто отправился этим летом в самостоятельные путешествия. И если туроператоры были в курсе всех нюансов эпидемиологической обстановки и особых ограничительных мер в том или ином регионе, то путешественникам эти детали, как правило, приходилось либо выяснять по факту, либо заранее планировать поездку не так, как хотелось бы.
Наибольшие сложности были вызваны поиском жилья. Те путешественники, которые прежде предпочитали останавливаться в хостелах, из соображений безопасности были вынуждены выбирать более дорогостоящие варианты размещения. К тому же, из-за большого наплыва туристов сделать это было не так просто. Номера приходилось бронировать почти за месяц до планируемой поездки.
Еще одной проблемой в регионах стал транспорт. Большая часть автовокзалов принадлежит индивидуальным предпринимателям, для которых важна рентабельность маршрутов. Неудивительно, что ветхие, почти рассыпающиеся автобусы забиты до отказа, рейсы крайне нерегулярны. Полтора часа по разбитым дорогам, чтобы преодолеть 40 километров, — и в более безопасные времена не всякий выдержит подобное. Ну а в условиях пандемии такие поездки превращаются в настоящее испытание. До некоторых же достопримечательностей можно добраться исключительно на личном транспорте или такси.
О текущей ситуации
В мире зарегистрировано почти 70 миллионов случаев заболевания коронавирусом — это в 14 раз больше, чем в первой половине мая, и в 456 раз больше, чем в начале пандемии. Летом показатели среднесуточной заболеваемости упали, что позволило снять ряд ограничительных мер. Сегодня ситуация заметно хуже, чем весной 2020 года. В России на середину ноября приходилось порядка 22,5 тысяч случаев COVID-19 за сутки. Что ни день — антирекорд. Таких показателей не было с начала пандемии. При этом стоит отметить, что Россия довольно успешно следила за ситуацией и вошла в топ-5 стран по количеству проводимых тестов.
Если верить официальной статистике, то российские медики вполне успешно борются с вирусом: на начало декабря 2020 года по количеству болеющих на текущий момент Россия встала позади не только США, Франции, Италии и Бразилии, но крошечной Бельгии.
C 28 октября жители и гости страны обязаны носить маски и перчатки в местах массового пребывания людей (50 и более человек), а также в общественном транспорте, такси, на парковках и в лифте. Региональные власти могут самостоятельно решать, какие правила должны соблюдать жители и туристы. В той или иной степени они следуют рекомендациям Роспотребнадзора о запрете развлекательных мероприятий с 23.00 до 06.00 и введении ограничений для людей с хроническими заболеваниями и лиц старше 65 лет. На практике строгих ограничений, как весной и в начале лета, пока нет.
Турпоездки не запрещены. Наоборот, с 15 октября снова действует программа кешбэка с возвратом 20% от стоимости поездки по карте «Мир». Однако спрос на осенний отдых и без этого был высоким: в Крыму и Сочи отели были заполнены на 90-100%.
Варианты действий туристов по прибытии в регионы России различны: где-то достаточно просто носить маски и перчатки, а где-то нужно иметь справку об отсутствии COVID-19 и сообщать о своей поездке на горячую линию министерства здравоохранения.
Как COVID-19 повлиял на туристическую отрасль
По мнению сооснователя проекта Road.Travel, резидента «Сколково» Кирилла Хомко, пандемия COVID-19 ускорила развитие новых отечественных технологий в сфере туризма.
- Разрабатываются облачные сервисы, где будут храниться паспорта и визы. Идентифицировать владельцев планируют по биометрическим данным. Это позволит бесконтактно пройти регистрацию и контроль безопасности в аэропорту.
- Апгрейдятся возможности мобильных приложений. Например, в некоторых отелях в качестве эксперимента вводится возможность зарегистрироваться не на ресепшене, а прямо в мобильном устройстве. Такими разработками занимается несколько российских стартапов. Также в приложениях онлайн-карт можно будет составить туристические маршруты, узнать подробнее о памятниках культуры и достопримечательностях (нечто подобное уже тестируется компанией Yandex).
- Создаются проекты по интеграции готовых маршрутов и других туристических продуктов в навигационные системы умных автомобилей. Также они будут оснащены аудиогидами по туристическим местам вдоль отечественных федеральных трасс.
- Запускаются информационные сервисы, рекомендующие туристам наименее загруженные направления. Это поможет разгрузить курорты России, равномерно распределить туристические потоки.
Насколько опасно перемещаться самолетом во время пандемии
Мнения ученых расходятся. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) отмечает, что самолет является относительно безопасным видом транспорта с точки зрения вероятности заражения вирусом. Это связано с особой циркуляцией воздуха в салоне воздушного судна.
Исследования американских, британских и китайских ученых наоборот свидетельствуют о том, что один больной без симптомов может заразить всех пассажиров самолета. Мнения сходятся только в том, что воздушный транспорт при действующей системе очистки воздуха и свежих фильтрах безопаснее, чем, например, автобусы или старые вагоны метро. При этом о полной безопасности все же говорить не приходится. Даже попытки создать подобие социальной дистанции в самолете не гарантируют безопасности пассажиров (спойлер: опять же из-за особой циркуляции воздуха). Чтобы убедиться в этом, посмотрите наглядный эксплейнер от американского издания Vox.
Были ли у путешественников проблемы с транспортом
В большинстве регионов России транспортная доступность оставляет желать лучшего. Предполагается, что у заядлого путешественника по России должен быть личный транспорт, который доставит его в любую точку необъятной родины.
Да, европейские путешественники тоже ездят на своем автомобиле, но это их собственный и не самый бюджетный выбор: платные дороги, штрафы и высокие цены на топливо куда больнее бьют по карману, чем путешествие на автобусе, поезде или самолете. Наглядный пример — карта железных дорог мира, которая красноречиво говорит о том, в каких странах не возникает трудностей с перемещением.
Слетать за €10 из Вильнюса в Берлин — запросто, было бы только желание. Показать свой студенческий билет на русском и пройти бесплатно (хотя льгот для иностранных студентов и молодежи в странах ЕС нет) в средневековый замок или топовый музей — легко. Вежливость, улыбка и проактивность творят чудеса. Но в России это не работает. Путь к радости от созерцания жемчужин культурного наследия обязательно связан со страданиями. Таков уж незавидный удел российского туриста.
Проблема в том, что автостанции принадлежат индивидуальным предпринимателям. Те снимают рейсы с направлений, которые не приносят им доход. Это в корне неверно. Транспорт не должен быть рентабельным, его задача — связывать города для удобства перемещения местного населения. И ладно, если бы не было спроса: очереди в кассы автостанций огромные, автобусы забиты до отказа, людям приходится ехать стоя. Автопарк такой, что его пора было менять полвека назад или хоть как-то «тюнинговать». Несчастные издыхающие «Пазики» или списанные европейские туристические автобусы с разбитыми стеклами переполнены народом, за билеты у кассы чуть-ли не идет битва. Это описание подходит под большую часть регионов как до пандемии, так и во время нее.
Подведем итоги
Пандемия стала толчком для развития внутреннего туризма. Понятно, что за одно лето все проблемы решить не удалось, однако информационные кампании, запущенные в массмедиа, как и программа кешбэка по карте «Мир», неплохо справились со своей задачей. Этим летом не вся Россия отдыхала в Сочи: одна часть туристов отправилась покорять Петропавловск-Камчатский, другая нежилась на крымском побережье, третья преодолевала пороги рек Алтайского края и т.д.
В этом году можно было путешествовать онлайн. Послушать оперу в La Scala или насладиться «прогулкой» по безлюдным залам Musées royaux des Beaux-Arts de Belgique можно было не выходя из дома. Вероятно, отчасти такой сознательностью был обусловлен высокий спрос на билеты в отечественные музеи, когда их посещение стало возможным. Например, попасть в Пушкинский музей на выходных, если билет не был куплен за пару дней до планируемого визита, было просто невозможно.
В кармане у путешественника появился персональный гид. Теперь для полноценной экскурсии не нужно выделять время в плотном графике, подстраиваться под специалиста. Отличная возможность совмещать приятное с полезным: и прогулка для здоровья, и экскурсия для ума.
Развитие технологий в сфере туризма позволит сделать путешествия более комфортными, планирование маршрутов более быстрым, заказ и оформление билетов максимально простым. Будущее, о котором все мечтали, уже не за горами, остается набраться терпения и подождать, пока тяжеловесный механизм российского туризма повернется в нужном направлении. В любом случае в условиях закрытых границ пандемия дала шанс отечественному туризму стать лучше и привлекательнее для российских граждан.
Кристина Долголаптева