В последние дни активно контактирую с теми, кто понимает, что происходит в Беларуси. Как из Минска, так и из Москвы. Во-первых, это мои друзья, они же ДрузьяСябры, с которыми в рамках «Ржевский инициативы», площадки интеллектуального общения, мы проводим уже второе за месяц заседание, где слушаем тех, кто авторитетен, и у кого не форматированное сознание вокруг конфликта. Во-вторых, это люди, специалисты, к которым я привык обращаться, если чего-то искренне не понимаю. Наши бдения прошли последний раз в формате chatham house, который не предполагает ссылок на авторов. Но озвучить тезисы разговора никто из участников не запрещал. Я приведу их: не ранжируя по важности, далеко не со всем соглашаясь, не комментируя, не затачивая. Единственное что я себе позволил, компонуя и сокращая, это привести устную речь к письменной, что постарался сделать предельно корректно.
1. Выживание нынешней Беларуси возможно только в составе, не просто союзного, а максимально единого государства с Россией. Те, кто этого не понимает, не хочет должны быть либо переубеждены, либо сметены — не в физическом, разумеется, смысле. Причем, белорусам пора дойти до этого самим, у России множество дел, чтобы тратить время на уговоры, на уважение хитромудростей, на очевидное.
2. Не объединимся — за нами придут, по очереди, но придут.
3. Тёртый калач Александр Григорьевич Лукашенко, похоже, намерен протесты пересидеть, свести к тому, что худшее позади, он выпутается. Вряд ли, но допустим. Но чтобы выпутаться, ничего не демонстрируется: ни внятного национального диалога, ни изменения политических практик, не говоря об обещаниях, данных на высшем уровне: Россия выполнила, как обычно все, руководство Беларуси продолжает рассуждать о «многовекторности» и «евросуверенности», разгоняя демонстрации. Россия могла бы терпеть «модель Мадуро», если бы «Мадуро» был ясным и верным союзником, но слушать далее, что России выгоднее иметь отмалчивающуюся и «многовекторную» Беларусь, чем братскую, с единой политической повесткой и целями, утомили предельно.
4. Вот мы тут заостряем… А надо ли? «Беларусь должна выбрать себе хозяина: или Россия — или Запад». По такой колее белорусская элита, ориентированная на Россию, любящая Россию и то не решится идти, остальные просто используют такие тезисы, как пугало, и даже призрак еврорабства не поможет. Не надо из России делать Салтычиху. Образ Екатерины Второй куда лучше.
5. В Беларуси власти надо работать с разными группами населения. Есть вроде бы ясное представление, как двигаться по конституционной реформе, общенародному собранию и так далее. Белорусские юристы считают, что на это уйдёт 2021 год. А если по правде? Есть этот год у власти на такое развитие событий? Насколько осязаем будет политический диалог? Появятся ли в Беларуси фигуры, которые могут быть восприняты как лидеры умеренной части процесса? Даже в СИЗО есть лидеры, которые не намеревались встраиваться в нарратив Вильнюса или Варшавы. В августе белорусской власти было предложено прекратить блокировать силы, которые выступают за интеграцию с Россией. Ещё раз терпеливо разъяснено: с нашей помощью, но выходите из кризиса заявленными путями, чтоб больше не хвататься за автоматы и где-то с ними бегать. Но время уходит, а по соседям мы видели, как негативно для нас могут развиваться события.
6. Репутация российских властей серьезно страдает при поддержке существующего положения. От ассоциации с силовыми действиями Александра Лукашенко. России нужна дистанцированная от Лукашенко, или хотя бы не жестко ориентированная на него сеть влияния. Организации, структуры, возможные кандидаты в президенты, защищающие российские интересы. С заявлениями, что Россия проживёт без всех, согласиться трудно, «блестящая изоляция» приведёт нас к потерям. Но экономическая помощь должна осуществляться с большей инструментальностью и большим контролем. Что до общественности, то и её не надо зацикливать: выросла элита, которая понимает по-другому и единство, и взаимодействие, и культурную общность, чем прежняя.
7. Конфигурация союза зависит от решения вопроса транзита власти, как в Беларуси, так и в России. Для белорусских элит было бы важно понимать, а кто в России придет к власти на думских, а затем и президентских выборах? Дмитрий Анатольевич 2.0? Или человек, который будет и дальше развивать технологическую, экономическую и политическую мощь России, и тут в элите Беларуси есть перспективы вписаться и усилить, поддержать эти совместные процессы. И ещё вопрос: а куда идёт в ходе транзита сегодняшнее поколение власти и элит? Будет ли возможность создать таинственную сверхпозицию в виде Госсовета? Куда прежние руководители могли бы передвинуться, сохранив часть прежних рычагов управления и приобретя новые, союзные? Важные, увязываемые вопросы по будущему Союзного государства. Пример Крыма: часть элит, поддержавших, двигавших возвращение, была интегрирована, а часть себя не нашла. На каких условиях будет происходить интеграция наших элит? Это важно понимать. Запад уж если взял себе человека, то он его не бросает. Призываю держаться союзных структур, их развивать. А то получится так: западники создали свою сеть, Россия свою, осталось Китай пригласить. Молдова получится.
8. Ситуация куда драматичнее. Возьмём за точку отсчета, что Лукашенко сказал, что он не будет президентом. Пытаемся отложить это по линейке времени, расшифровать его слова и всерьёз к ним отнестись, что, конечно, затруднительно. Но сделаем вид. И получается, что осенью у Беларуси может появиться новый президент. Публика, которая собралась под эгидой «Друзей-Сябров» вполне в тему погружена, и может подумать и обсудить: а кто этот человек? Вопрос решится либо путём выборов, либо дворцовым переворотом. Лукашенко легитимность свою сильно подорвал. И судьба Беларуси такова: или Беларусь с военной хунтой и хитрейшим руководителем идёт путём Венесуэлы, и так, максимум, год, или, назовём своими именами, перевороты, в том числе и поддержанные Россией, поскольку Россия никуда Беларусь отпускать не хочет. Что ждёт? Жесткий вариант с «вежливыми людьми», чего конечно бы не хотелось, потому что это некрасиво, или открытая, деловитая, дружная работа, в том числе и всех собравшихся, над появлением обновлённого центра власти? Что нам с вами нужнее, что нам по душе, по смыслу подходит? Если второе — идёт такая работа? Судя по всему, нет. Если она есть, но секретная, подспудная и т.д., то пора гомункула предъявлять, хоть персонально, хоть в виде партии пророссийской и т.д. Ясно, что Бабарико, Латушко, Колесникова и пр. — это в пользу Евросоюза, НАТО и прочих прелестей.
9. До тех пор, пока Беларусь была ясным, мирным, чистым и управляемым государством, выполнявшим с постоянной поддержкой России стратегические функции общей безопасности и экономического развития, у России был люфт на «понимание» особенностей её политического обустройства. Но рисковать такой игрушкой сейчас, когда ситуация обрушающее меняется, ни ресурса, ни намерения у России нет и быть не может. Это политическая логика выживания и будущего. Если команда не справляется с управлением одним из субъектов Союза, под угрозой не тщеславие этой команды — Союз. Из этого надо исходить, из этого и будут исходить, хочется верить, те, кому будущее Союзного государства — ценность, а русская цивилизация — не пустой звук.
Владимир Мамонтов, публикация на Facebook