Сергей Конёнков входит в десятку лучших скульпторов XX века. Еще до Октябрьской революции его называли русским Роденом. Однако мало кто знает, что знаменитый мастер по национальности был записан как белорус.
С приветом к Сталину… из Америки
Архивных документов про Конёнкова до обидного мало, нет в открытом доступе и его воспоминаний. Однако в интернет-источниках, например на сайте «Белорусы Москвы», встречаются упоминания о его этнической принадлежности. Почему уроженец Смоленщины считал себя белорусом? Доподлинно неизвестно. Однако можно предположить, что с этой национальностью скульптор себя идентифицировал потому, что этнически Смоленщина считалась местом проживания белорусов в Российской империи.
Родился будущий гений в зажиточной крестьянской семье в деревне Караковичи Ельнинского уезда (сейчас Рославльский район). После окончания учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Октябрьскую революцию принял на ура и даже участвовал в ленинском плане монументальной пропаганды. Говорят, сам Ильич жал ему руку! Правда, сторонник пролетариата, как и когда-то Некрасов, певец народа, вел богемный образ жизни. В его мастерскую, ставшую модным светским салоном, заглядывали художники, артисты, поэты. Словно к себе домой захаживал туда Сергей Есенин, нередко вместе с несравненной Айседорой Дункан.
В конце 1923 года Конёнков вместе с женой Маргаритой Воронцовой уехал в Америку – участвовать в выставке русского и советского искусства. Планировал задержаться там на пару месяцев, но судьба распорядилась по-другому: на родину знаменитый скульптор вернулся только через 22 года. Во время турне по Италии в 1928–1929 годах он познакомился с Алексеем Горьким, который подтолкнул его создать галерею портретов деятелей искусства и науки. Так появились бюсты Горького, Довженко, Шаляпина и др. К американскому периоду творчества относятся его рисунки, связанные с размышлениями на темы Библии, апокалипсиса. Художник изображал Христа, пророков, апостолов, создавал эскизы к космогониям (учениям о происхождении Вселенной).
Точного количества работ скульптора никто не знает. Исследователи называют разные цифры – от 800 до 1,5 тысячи.
Конёнков не был диссидентом в классическом смысле слова. Более того, он отправлял из-за океана письма Сталину, в которых выражал желание поскорей вернуться на Родину. В своих посланиях «вождю народов» рассуждал о духовных, полных христианского мистицизма категориях, цитировал Библию и другие религиозные тексты. Интересно, что зачастую в его текстах проскальзывала дореволюционная орфография: к примеру, «дорогой брат Iосиф Виссарiонович».
Кстати, в июле 1940 года в одном из писем он фактически предсказал нападение гитлеровской Германии на СССР.
Во время войны Конёнков был членом американского Комитета помощи России, перечислял из личных гонораров большие суммы.
В 1945 году семья художника спешно вернулась в СССР. Причем доставили их на родину пароходом «Смольный», который был зафрахтован по личному приказу Сталина. Как такое могло произойти? Неужели Иосиф Виссарионович простил изменника и прослезился от его душещипательных посланий? Есть архивные свидетельства о том, что супруга Конёнкова, красавица Маргарита, была советской разведчицей. Она заводила знакомства и даже затевала романы с учеными, имевшими непосредственное отношение к «Манхэттенскому проекту», касающемуся разработки в США ядерного оружия.
Конёнков знаменит скульптурами, которые он создал в России, Италии, Греции и США, где прожил более 20 лет. Они украшают здание Верховного суда в Вашингтоне, широко известна также галерея русских художников-эмигрантов и ученых Принстонского университета.
Ба, знакомые все лица!
Буквально неделю назад удалось посетить музей скульптора Сергея Конёнкова в Смоленске. Говорят, он нисколько не уступает московскому, а по удачному освещению и грамотной группировке скульптур даже превосходит его. Как бы то ни было, но для областного центра такая коллекция – поистине бесценное сокровище.
Из-за пандемии коронавируса, набирающей обороты и в России, я оказалась единственной посетительницей этого музея. А потому могла рассматривать работы нашего Родена без спешки и суеты. На свидание к земляку пришла во всеоружии, начитавшись о его жизни и творчестве из самых разных источников. COVID-19 подарил шанс побыть тет-а-тет с его творениями, рассмотреть их вблизи и заметить нюансы, ускользающие от взгляда в обыденной суете.
Очень хороши нагие красавицы, которые словно купаются в лучах утреннего света. Девушки спортивные, крепкие, явно не стандарта 90-60-90… Кстати, славу Сергею Тимофеевичу принесли именно они – первые в истории русской скульптуры изображения обнаженного женского тела.
Но больше всего времени я провела перед скульптурами из дерева. Искусствоведы отмечают, что нечасто в малой пластике используют такие редкие качества этого материала, как причудливость, прихотливость абриса, необычность текстуры.
Конёнков сумел «разговорить» дерево. Вот двухметровый деревянный Маяковский размашистым шагом стремительно шагает вдаль, а вот другой Владимир – Ульянов – показывает тыльной стороной ладони в небо, словно подтверждая: действительно, если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно…Как все-таки недооценен этот материал современными мастерами!
Здесь же находится и портрет Федора Достоевского, удостоенный Гран-при в Брюсселе в 1958 году. А еще можно встретиться с Пушкиным, Горьким, Толстым, Дарвином, Павловым…
Поклонников творчества прославленного белоруса вряд ли оставит равнодушным скульптура Христа, которая считается одним из самых прекрасных творений Конёнкова. Почему на этом одухотворенном лице у глаз не обозначены зрачки? Быть может, Спасителю больно видеть происходящее вокруг? Мастер не дает ответа на этот вопрос. Думайте сами…
Ангелина Светлова