Школа журналистики «Мастерская BY-RU» еще совсем молода: всего лишь три года от роду. Однако ее дипломы уже получили сотни выпускников, одни из которых поступили на журфаки, другие – работают в средствах массовой информации. И что самое интересное, занятия исправно посещают даже преподаватели вузов и школ. Неудивительно: ведь мастер-классы здесь проводят именитые журналисты Беларуси и России, многие из которых считаются живыми легендами. Старшим коллегам можно задать любой вопрос, попросить совета и даже напроситься на практику.
В сезоне 2020/2021 годов будут заниматься школьники старших классов Минска и Барановичей, а также студенты журфаков Белорусского государственного университета и Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.
Первое октябрьское занятие на площадке ZOOM открыл генеральный директор радиостанции «Говорит Москва», сооснователь журналистского сообщества «Друзья — Сябры» и «Мастерская BY-RU» Владимир Мамонтов. Он рассказал собравшимся о важности журналистского образования и особенностях его получения сегодня.
С приветственным словом выступила один из учредителей школы, руководитель Международного медиаклуба «Формат А-3» Галина Сапожникова. Она отметила, что рада видеть знакомые лица, тех, кто изъявил желание «остаться на второй год» и продолжить обучение в «Мастерской BY-RU». Известный российский журналист, десятки лет проработавшая в «Комсомольской правде», пообещала, что наши лучшие выпускники в награду по окончании школы отправятся в поощрительную поездку. Куда? Пока думаем, главное, чтобы проклятый ковид наконец отступил!
Вопросы слушателей сыпались, как горох из мешка. А что, если даже при наличии желания, опыта, высшего образования, будет присутствовать ощущение того, что «пером» овладеть не удается? Какова журналистская среда на самом деле? Любят ли новичков? Как вы считаете, стоит ли студенту совмещать учебу и работу? Можете ли вы сказать, что это плюс с точки зрения практики, но минус с точки зрения упущенных теоретических знаний?
«Если журналист хочет овладеть профессией по-настоящему, а не скакать по верхам, образование необходимо, — уверен спикер. — Чем больше человек получает знаний, чем более он любознателен, тем сложнее ему жить и тем ценнее потом то, что в конечном итоге он напишет, сообщит миру и таким образом будет на него воздействовать».
На взгляд Владимира Мамонтова, журналистика — профессия довольно неуловимая.
«Токарь поставил болванку, поработал с ней — вышла интересная и важная деталь. А что журналист производит? Репортаж, заметки? Да, конечно… Это тоже вроде такие детали…. Но на самом деле в любой профессии существует простой и довольно сложный смысл, — рассуждал он. — Существует притча о путнике, который увидел, как люди таскают огромные камни. Он спросил носильщиков, что те делают. Один ответил: «Таскаю камни». Другой: «Зарабатываю деньги», а третий с блеском в глазах, поведал: «Я строю Храм! Хочешь присоединиться?». Так же и токарь может заявить, что не просто выпиливает деталь, а делает гигантскую машину. Один журналист ответит, что хочет написать заметку, а другой — влиять на умы и души читателя или зрителя».
Виолетта Рогачевская спросила, как стать интересным журналистом и выделяться среди других.
«Самое главное – не ходить строем. Безусловно, есть корпоративная этика, редакционные задания, политика, но тем не менее, нужно все время вырываться за пределы известного, — считает собеседник. — Все говорят, что дважды два четыре — и это правильно! Лобачевский тоже знал, что параллельные прямые не пересекаются, но он придумал пространство, в котором и такое возможно! Ищите свой взгляд в отношении привычных вещей, свои неожиданные подходы к тому, что вроде привычно и давно знакомо».
Мэтр уверен, что на пути профессионального восхождения молодые должны интеллектуально обогащать себя, углубляя знания в гуманитарных науках.
«Если вы выбрали журналистику, то нужно постоянно пополнять свой багаж, расширять словарный запас и развивать умение образно мыслить, — дал он совет будущим репортерам, блогерам и иже с ними. — Не верьте, что в нужный момент кликните и получите знания из интернета. Если у вас нет определенного набора знаний, фактов, связок между ними, умных мыслей, цитат в конце концов, туговато придется. Гугл богат, но ему в голову не придет какой-то важный вопрос, и вы упустите что-то ключевое, ценное… Вот фишка в чем… Скажем, все разговоры о том, что кликнул и посмотрел, как правильно пишется, — от лукавого. Отвратительно, но смартфон постоянно меня поправляет. Я пишу за границами сухого, а порой и разговорного языка. Пишу слово «нехай», а он меня правит… Понимаю, что это просторечие, что оно заимствовано, что в русском языке прижившееся, не родное… Но мне нужно это нехай! И я вынужден бороться с этим маленьким аппаратом за право говорить так, как хочу».
Глубокий и важный вопрос задала Алеся Ярмольчик: «Сейчас существуют две точки зрения по поводу настоящего профессионального журналиста. Одни считают, что он должен быть именно в центре события и не относить себя ни к одной группе и точке зрения, стараться максимально объективно освещать события, а другие — что журналист должен освещать событие с субъективным окрасом, со своей точки зрения, быть каким-то двигателем общественного мнения. Как считаете вы? Как правильно?»
«Если вы выбрали журналистику, как ее раньше называли, партийную, и вы хотите находиться на политическом поле, влиять на умы, — это нормально. Так бывает. Вас будут обзывать пропагандистом, говорить, что вы не журналист. Не обращайте внимания. Вы же сами стали на эту стезю. Терпите, — рассуждал наставник. — Другое дело, что есть и другая журналистика: когда ты находишься в центре событий, стараешься быть над схваткой… Это тяжело, но журналист, который умудряется сохранить объективность и мудрость в своей профессии, — очень ценный персонаж!».
Виктория Пасенко