Бишкекский Кок-Бору

Полыхнуло в Кыргызстане. И сразу эксперты, аналитики, журналисты и политики кинулись проводить аналогии с белорусской ситуацией. Что ж, соблазн велик. Тут протесты после выборов, и там — нечто похожее. В Минске власть устояла, в Бишкеке — заколебалась. Почему? Понятное дело, геополитические расклады, методичка Шарпа… Но все ли так просто?

Так уж получилось, что часть моих родственников долгое время жила в Кыргызстане. Есть такое большое село Беловодское на реке Ак-Суу на западе Чуйской долины. И один из моих родных, ветеран войны, бывший партизан, работал шофером, развозя по горным аилам продовольствие и другие товары. За словом в карман он не лез и любил повторять, что в Киргизской ССР чем выше в горы, тем меньше советской власти. Совсем недавно я привел этот пример одному киргизскому политику. И тот мгновенно не без тоски ответил, что с той поры немногое изменилось. Вот только власть перестала быть советской.

На самом деле в предгорьях Алатау, на берегах Иссык-Куля и в обширных долинах сложилась своя уникальная политическая культура. Конечно, ее можно упрощенно описать как родоплеменную или клановую. При этой системе временная устойчивость власти достигается путем недолговечных компромиссов и баланса противоречивых интересов. Ни монгольские завоеватели, ни кокандские ханы не могли установить прочного контроля над этой территорией. Киргизы делали вид, что признают чью-то власть, а потом большая семья, откочевывая на новые пастбища, или вольный охотник, уходя на долгий промысел, становились полностью независимыми от любого правителя. А вернувшись в родные места, с легкостью объединялись и поднимали восстания. И очередной кокандский хан вынужден был гнать на север своих аскеров. Да и сама власть не была для предков киргизов самоцелью, а скорее чем-то сродни древней игре кок-бору. Наверняка многие видели это жесткое мужское состязание, когда всадники борются за тушу козла. И забросив ее в казан, начинают игру заново. Ведь процесс так увлекателен!

Только в советскую эпоху в Киргизии установилась достаточно продолжительная стабильность. Да и то после долгой борьбы. Обычно басмачество связывают с другими среднеазиатскими народами. Но у многих курбаши ферганского антисоветского движения были именно киргизские корни.

Период ­СССР серьезно изменил Кыргызстан. И символом этих перемен стал самый известный киргиз мира — Чингиз Айтматов. Сейчас в сознании народа его образ становится вровень с легендарным героем Манасом Великодушным. Недаром на площади Ала-Тоо, где разворачиваются все события киргизских революций, установлены памятники именно этим двум персонажам.

Великий философ академик Вячеслав Степин любил приводить один пример из исследований советских этнографов 30-х годов прошлого века относительно мировоззрения жителей Центральной Азии. Мудрому киргизскому аксакалу ставили такую логическую задачку. Водятся ли в Берлине верблюды? Если известно, что Берлин — город в Германии, а там верблюдов нет. Убеленный сединами старейшина, поразмыслив, отвечал, что, очевидно, все же водятся. На удивленный вопрос исследователей, с чего он так решил, тот отвечал, что, возможно, туда мог привести верблюда со своим караваном узбек или другой киргиз. И это очень показательный пример взгляда на мир, основанного на житейском опыте. Он далек от сухого логического западного рационализма. И при этом по-своему прагматичен.

Не менее символично и то, что главный герой киргизской истории — это уже упомянутый былинный батыр Манас. Для того чтобы понять, почему киргизы в который уже раз свергают очередную власть, не нужно читать методичку Шарпа, а стоит лишний раз обратиться к эпосу «Манас» и книгам Айтматова. Это ведь нам только кажется, что все в мире происходит по каким-то сценариям, планам, указкам вашингтонского или кремлевского «обкомов». А на самом деле, главные причины любого политического процесса лежат внутри страны. И все геополитические расклады лишь встраиваются в этот процесс. Безусловно, влияют на него, порой весьма существенно, но не более того.

СБ