ОАО «Белорусская калийная компания» впервые поставила калий в Китай по Северному морскому пути, сообщили в пресс-службе БКК.
Сегодня в Китай прибыли два судна, которые прошли через воды Северного-Ледовитого океана и затем через Берингов пролив, таким образом, они впервые доставили калийные удобрения по Северному морскому пути.
«Срок доставки груза на этих судах сократился в полтора раза по сравнению с традиционным маршрутом, существенно уменьшились и расходы на фрахт», — уточнили в БКК.
При этом в белорусской компании особо подчеркнули, что новый маршрут поставок «вносит свой значительный вклад в развитие глобальной стратегической инициативы «Один пояс, один путь».
Почему калий ушел на «север»?
Выбор литовского порта для поставок калийных удобрений на экспорт, несмотря на заявления президента Беларуси Александр Лукашенко о переориентации на российский порт, связана с тем, что терминал в Клайпеде — почти белорусский.
Дело в том, что еще в 2013 году ОАО «Беларуськалий» приобрел 30% активов «Бирю кровиню терминалас» — одного из терминалов порта Клайпеды. Затем, в 2014 году, Беларуськалий принял решение направить дивиденды от этой собственности на развитие мощностей по перевалке грузов в Клайпедском порту.
В 2019 году порт Клайпеды обслужил 14,1 миллиона тонн белорусских грузов — это 30,5% от всех погрузок порта. Клайпедский терминал насыпных грузов перегрузил 9,8 миллиона тонн удобрений «Беларуськалия», что превышает 90% от всего экспорта удобрений предприятия.
Таким образом, белорусская компания фактически заплатила сама себе за перевалку груза. Выбор поставки в Китай варианта по Северному морскому пути тоже довольно логичный, когда в условиях пандемии товарооборот упал, а с ним и цена фрахта. Теперь в условиях глобального потепления северный маршрут становится все более привлекательным, предлагая короткое логистическое плечо.
Морские поставки традиционно дешевле железнодорожных, а с учетом быстрой логистики Северный морской путь может стать одним из важнейших маршрутов поставок, учитывая, что российские власти активно взялись за развитие инфраструктуры на этом направлении.