Откуда в первый же день протестов взялось море БЧБ?

Согласитесь: флаг в руках оказывается не вдруг, не спонтанно. Он берется откуда-то и почему-то, и ни в коем разе не случайно.

Вот у вас, например, лежит где-нибудь на полочке шкафа собственное знамя — так, на всякий случай?..

У меня — нет.

У моих друзей, родных, знакомых — тоже нет.

Как, я думаю, и у преобладающего большинства наших граждан.

Потому что не выросла пока что на нашей территории такая традиция политической культуры — иметь дома свой личный стяг. В некоторых других странах так принято, у нас — нет.

И в этой связи меня не перестает занимать один интересный вопрос. А именно: откуда в первый же день протестных акций после проведения президентских выборов взялось это море БЧБ, «бела-чырвона-белых» знамён?..

Нет, я понимаю, что несогласных много.

И что они так выражают свой протест — тоже понимаю.

И уважаю, и принимаю право каждого на собственное мнение.

Я вообще сейчас не о том. Я только про флаги в руках.

Меня не перестает съедать журналистское любопытство и желание сложить событийно-идейный пазл: где, в каких шкафах и на каких полочках эти БЧБ-знамёна ждали своего часа, не будучи символами государственной власти и не находясь в широкой свободной продаже?.. Как они вдруг оказались в руках множества людей?.. Я хочу понять: как все на самом деле было, как разворачивались события в проекции на среднестатистического гражданина Беларуси?..

Ну вот возмутился он, к примеру, результатами выборов, возник у него в душе протест. И тогда он — тапки на ноги, флаг в руки — и на улицу. Так, что ли?..

Нет, не складывается. Флаг-то где взял? В шкафу нету. В магазине нету… Ну тогда, может, у него это знамя еще с 90-х бережно хранилось, со времен националистических демонстраций. Или жена наскоро пошила из чего бог послал. И вот выходит он с этим знаменем на демонстрацию — а там таких же ребят целая уйма! И многие, не сговариваясь, с БЧБ! Так им, стало быть, сердце подсказало.

Ну как — правдоподобно?..

Нет, ребята. Как хотите. Наготове, получается, лежали «бел-чырвона-белыя сцягі». Новехонькие, заранее приготовленные. Много и разных форматов, в том числе огромные полотнища. Ждали своего часа, чтобы в нужный момент их подняли над толпой.

А толпа — она ведь не вникает. Это такой единый организм, который все принимает в себя и все переваривает. Людей объединяет общее чувство, в данном случае — протест. На детали никто не обращает внимания. А стоит обращать: они, детали-то, в любом механизме имеют большое значение.

Ведь могли бы несогласные выйти на демонстрации и с государственным флагом, за который мы голосовали на стопроцентно честном и прозрачном референдуме 1995-го года. Ну или можно было бы вовсе без стягов протестовать — сути вопроса это не меняет.

Ан нет. Как-то так вдруг случилось, что символом несогласия внутри нашего белорусского общества стал БЧБ — брат-близнец польского государственного флага, он же — символ белорусских националистов и коллаборационистов времен Отечественной.

Как и почему? Случайно или нет?

В этой публикации я ничего не утверждаю и никого не обвиняю, а лишь задаю простые логичные вопросы. Давайте искать ответы на них вместе. Потому что мы же не марионетки. Мы мыслящие люди. И нам предстоит сообща провести свою страну по острому излому истории.

А о «вольном БЧБ» мы еще поговорим. Я считаю — он не наш. А почему — объясню в продолжении «Колонки главного редактора».

Инна Кандаурова