В Витебске открыли «Музей утюга»

С недавнего времени минский «Музей утюга» начал выставляться в режиме выездной выставки, поскольку из-за пандемии коронавируса пришлось закрыть основную экспозицию в Минске.

Более 150 утюгов выставили в Музее частного коллекционирования представители УП «Мингорсправка». Корреспондент Sputnik побывал на выставке и изучил богатую и разнообразную историю утюгов, выяснил, как они связаны с древнекитайскими пытками, и почему столь необычную выставку организовало госпредприятие, не связанное с бытовыми приборами.

Утюги в центре Минска

«Три года назад в центре Минска мы открыли «Музей утюга». Экспозицию составили из утюгов, которые предоставили коллекционеры», — сообщил корреспонденту Sputnik директор УП «Мингорсправка» Борис Васильев.

На вопрос, почему предприятие занялось музейной деятельностью, Васильев пояснил: хотели наработать собственный опыт в музейном деле, поскольку в 2018 году «Мингорсправка» начала развивать деятельность в туристической отрасли, создав проект под названием «Карта гостя».

«Вообще, идея подобных карт возникла в Швеции еще в 60-е годы и сейчас довольно популярна во всей Европе. Но, в отличие от европейских коллег, чьи карты работают только в конкретных городах, наша «Карта гостя» действительна по всей стране, хотя тоже начиналась, как городская», — подчеркнул директор предприятия.

Смысл проекта прост: владелец карты получает скидки в заведениях-партнерах программы. Например, в проект входит около 200 белорусских музеев, где владелец карты может получить скидку от 10 до 50%. Всего с «Мингорсправкой» сотрудничает более 1000 различных объектов по всей стране, включая и некоторые магазины.

«Одна из основных наших целей – развитие туризма внутри страны и стимулирование посещения музеев. С открытия «Музея утюга» мы начинаем месячник «Карты гостя» в Витебске. Кстати, у нас уже есть партнёры среди витебских музеев», — отметил собеседник.

Утюг – не только бытовой прибор

В Витебск «Мингорсправка» привезла более 150 утюгов различных эпох. Часть экспозиции принадлежит коллекционеру Юлии Ржевской, часть — самому Борису Васильеву.

«Я собираю утюги более 20 лет и, чем больше о них узнаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю. Иногда находишь утюги, о существовании которых не подозревала ещё год назад, и приходится самой додумывать, как они работают, поскольку в Интернете такой информации нет», — отметила Ржевская.

Коллекционера возмущает, что в некоторых источниках указывают, будто утюгу всего 350 лет. По ее словам, в одном из музеев Франции сохранился камень с отпечатками пяти пальцев, которым в древности разглаживали шкуры. А плоские доски, рубели, которыми гладили одежду в старину, ведут свое начало от древнегреческих мэнглов.

По словам Ржевской, первые горячие утюги появились приблизительно в 2000 году до н.э. в Китае и назывались жаровнями. Они представляли собой ковш с плоским дном, куда засыпали раскаленные угли, песок либо камни.

«Интересный факт: поначалу жаровни использовали, как оружие пытки, и лишь со сменой династии ими начали гладить не кожу на людях, а одежду», — отметила Юлия Ржевская.

Безграничное разнообразие

Коллекционеры разделяют утюги по способам нагрева: угольные, — не только жаровни, но и обычные угольные утюги; «с душой» — раскаленной металлической болванкой, которая вставлялась внутрь утюга; литые, которые просто ставили на горячее, а потом ими гладили; на спирте, парафине либо на китовом жире; газовые, когда к самому утюгу либо к его подставке подводился газ, который впоследствии зажигали; на пару, но это, в основном, — промышленные, а также электрические и водные, куда заливали горячую воду.

«В XX веке существовали все виды утюгов, а угольными до сих пор пользуются в некоторых странах», — отметила Ржевская.

По словам коллекционеров, утюги различаются не только по способу нагрева, но и по своему предназначению, ведь, кроме привычных бытовых, существует огромное количество специальных утюгов, предназначенных для портных.

«У меня в коллекции более 700 утюгов: самый старый относится к XVIII столетию, а самый современный — к 70-м годам XX века. Более современные модели меня не интересует, хотя не исключено, что лет через 50 и они будут представлять историческую ценность», — отметил Борис Васильев.

По его словам, сейчас доставать новые экспонаты для коллекции стало тяжелее, поскольку все разобрали коллекционеры, осталось покупать утюги на аукционах и искать в других странах.

«Лет 10 назад я был в командировке в Японии и переводчик спросила, что бы мне хотелось увезти домой? Я ответил: мне нужен старый японский утюг и книга о Рубенсе на японском. Это ее удивило, поскольку обычно приезжие стремились продегустировать спиртное и пробежаться по магазинам, а здесь такая необычная просьба!» — рассказал Васильев.

Утюг удалось найти не сразу, притом, совершенно случайно. Как-то он проезжал с японскими коллегами мимо сарайчика, обшитого сайдингом, и один из японцев сообщил, что это антикварная лавка, где может встретиться старинный утюг. Зашли, и коллекционер сразу же обратил внимание на «ковшик» с полукруглым дном. Поинтересовался у переводчицы его предназначением, но та сказала, что понятия не имеет, что это такое. Спросила у хозяина и оказалось, что «ковшик» — не что иное, как японская жаровня XIX столетия, которая обошлась Васильеву в 30 долларов.

Как отметили коллекционеры, создавая музей, они хотели рассказать белорусам необыкновенную историю утюга. К сожалению, из-за пандемии его пришлось закрыть, поскольку уменьшился поток посетителей. Сейчас для постоянной экспозиции «Музея утюга» ищут новое место и, не исключено, что в скором времени она откроется в Брестской области.

Спутник Беларусь