Как бело-красно-белому флагу выдумывали историю

Внедрение в массовое сознание мысли о том, что бело-красно-белый флаг является белорусским «национальным» и «историческим» символом может по праву считаться фальсификацией века. До 1917 года этого «сьцяга» вообще не было в природе, а за сто с лишним лет своего существования он так и не стал объединяющим. Но давайте поподробнее разберём аргументы, которые приводятся в поддержку БЧБ. Большинство людей не разбирается в исторических деталях и легко поддаётся на дешёвые уловки.

Агрегатором всех известных мифов о «бел-чырвона-белам сьцяге» является статья американского «Радыё Свабода» — «50 фактаў за бел-чырвона-белы сьцяг». От неё и будем плясать.

Миф 1. БЧБ встречается в Грюнвальдской битве

Этот миф глубоко укоренён в сьвядомам сознании, однако этому нет ни единого подтверждения. Польский хронист XV века Ян Длугош, который составил описание сражения, рассказал обо всех знамёнах, как польско-литовских, так и тевтонских. Среди них бело-красно-белого флага нет, а про знамёна, на которые указывают авторы статьи, сказано вполне определенно: «Знамена же, определенные таким хоругвям, были почти все одинаковы, ибо почти каждая имела на знамени воина в доспехах, сидящего на белом, иногда черном, либо гнедом, либо пегом коне и потрясающего мечом в простертой руке, на красном поле. Только десять из них имели другое знамя и отличались от остальных тридцати; на них на красном поле были нарисованы знаки, которыми Витовт обыкновенно клеймил своих коней, которых имел множество».

Кстати, это описание знамён литовских (аукштайтских), жемайтийских, русских (восточнославянских) и татарских хоругвей, а не каких-то специфически «беларусских».

Миф 2. БЧБ — военный стяг ВКЛ. Он нарисован на картине «Битва под Оршей». Под ним мы били маскалёў!

Предлагаем взглянуть на картину в полом разрешении. На ней неизвестный художник (предположительно немец Ганс Крелл) нарисовал военные флажки с крестом святого Георгия — общехристианским символом, который ныне изображен на флагах Англии, Грузии, Барселоны, Милана, Фрайбурга и многих других городов и стран. Выглядит этот символ так.

Советуем всмотреться в произведение искусства: под этим крестом сверху (1) наступает польская лёгкая кавалерия (со штандартом, на котором изображен белый орёл — символ Польши), ниже (2) — польская тяжелая кавалерия под командованием В. Самполинского, справа (3) через реку переправляется венгерский гусар (подробный разбор картины см.: Żygulski Z. Bitwa pod Orszą — struktura obrazu // Rocznik Historii Sztuki. 1981. XII. S. 85-132). Под «беларускімі сьцягамі», ага.

Почему вдруг крест св. Георгия стал прообразом бело-красно-белого флага? С какого перепуга? Данный крест не уникален, не принадлежит исключительно белорусской традиции, и у нас нет никаких документальных подтверждений того, что создатели БЧБ ориентировались на эту картину (кстати, картина написана спустя полтора десятилетия после битвы).

Миф 3. Герб «Котвич» — это изображение БЧБ

Забавно наблюдать за тем, как в доказательство историчности бело-красно-белого флага приводят ВСЁ, что намалёвано белым и красным цветом: от боевых знамён до шляхетских гербов и даже военных фуражек.

Герб Котвич — польский, первые упоминания о нём относятся к Силезии и Познанщине (Andrzej Kulikowski: Wielki herbarz rodów polskich. Warszawa, 2005. S. 230).

Миф 4. БЧБ — флаг Речи Посполитой

Флаг Речи Посполитой изображен на данной картине.

Ассоциации с БЧБ могут возникнуть только у совершенно нездорового человека. Тем более, что Речь Посполитая — время упадка нашего народа, эпоха полонизации и окатоличивания. В результате политики польских властителей к XVIII веку:

  1. У нас исчез литературный язык (за всё восемнадцатое столетие не издано ни одной книги на западнорусском/старобелорусском),
  2. Наши предки лишились своего дворянства, городских слоёв населения, скатились до уровня «попа да хлопа», как говорили паны, сильно деградировало этническое самосознание (до «тутэйшасці»),
  3. Исчезли даже намёки на государственность (Великое княжество Литовское официально считалось провинцией Речи Посполитой Польской, хотя и до 1569 года нельзя сказать, что ВКЛ было белорусским государством).

Не верите? Дадим слово отцу белорусского национализма Вацлаву Ластовскому: «У Польскай Рэчы-Посполітай зараз пасьля Маскоўскіх воен [речь о событиях 2-й половины XVII в.] загараецца ізноў змаганьне розных вер. Але цяпер гэтае змаганьне мае зусім іншы характэр, чым даўней пры панаваньні лініі князёў з Ягайловаго роду. Каталіцтво за гэты час зрабілося верай польскай і зусім злілося с паняцьцем польскай народнасьці, так што паляк і католік гэта пачапі лічыць ужо за адно. Каталіцтво ў тым часе пачынае кіравацца да таго, каб выціснуць у Беларускіх землях ужо ня толькі само праваслаўе, але уніяцтво, і гэтае апошняе часта-густа церпіць уціск католікоў—„палякоў». У другой палавіне XVII сталецьця беларуская шляхта без мала ўся ужо перэйшла ў каталіцтво і зусім адарвалася ад свайго народу, заглушыўшы ў сабе польскасьцю беларускае національнае пачуцьцё».

Миф 5. БЧБ — символ победы под Кирхгольмом

Битва под Кирхгольмом (1605 г.) и разгром шведской армии в этом сражении к истории бело-красно-белого флага никакого отношения не имеет. Снова всмотримся в картину. Виднеются красно-белые знамёна поляков и похожие на них курляндско-земгальские флаги, есть бело-красно-черный флаг, есть пурпурно-бело-пурпурно-белый, но бело-красно-белого — нет. Зато есть знамя, похожее на Андреевский флаг, но не найдется человека, который сказал бы, что это, скажем, русский военно-морской флаг. В 1605 году 🙂

Ну, и в очередной раз сьвядомыя «забывают», что победившая армия состояла не только и не столько из предков белорусов, сколько из поляков, литовцев, татар, курляндцев, земгалов, украинских казаков. К чему здесь Беларусь? Зачем натягивать сову на глобус?

Миф 6. БЧБ — символика белорусских частей русской армии

Моя любимая мифологема: то маскалі оккупанты, и мы били их под БЧБ, то они сами использовали БЧБ. Чтобы убедиться, насколько глупымі являются утверждения о бело-красно-белом флаге в российских частях, смотрим картинки.

Нет, змагары явно записывают в доказательство историчности БЧБ всё бело-красно-белое! Дай волю — найдут «сьвяты сьцяг» и во флаге западноафриканской республики Кабо-Верде, и в знамёнах французских революционеров конца XVIII века, и в еврейских синагогах, и у курдов, и у чеченцев, и у крымских ордынцев.

Следуя логике змагаров, с таким же успехом флагом Беларуси можно сделать бело-голубой, ведь Минский пехотный полк, к примеру, имел такую эмблему.

Миф 7. БЧБ нужно признать национальным флагом, потому что им пользовались деятели «БНР»

Действительно, первое появление бело-красно-белого флага на исторической арене — 1917 год. И то были споры, какой вариант признавать правильным. Вот, например, вариант с черными полосами 1920-х годов. Где тут хоть один намёк на времена ВКЛ? Автором современного бело-красно-белого флага был Клавдий Дуж-Душевский (1891-1959), выходец из обедневшей польской шляхты. Вот что он писал о флаге (31 августа 1934 года).

Воспоминания найдены историком С.С. Рудовичем и цитируются в его книге «Час выбару: праблема самавызначэння Беларусі ў 1917 годзе» (Мн., 2001. С. 80).

Данное свидетельство ставит крест на всех инсинуациях относительно флага — БЧБ был создан в 1917 году и выбран из нескольких вариантов. Никакого исторического обоснования Дуж-Душевский не имел и создал новодел, чего и не скрывал.

По поводу «БНР» — гордиться тут, мягко-говоря, нечем.

Во-первых, её провозглашение не поддержало подавляющее большинство белорусов (Беларуская Сацыялістычная Грамада, которая фактически стояла за «БНР», набрала за 3 месяца до Первой уставной грамоты 0,5% голосов белорусских избирателей).

Во-вторых, «БНР» не являлась государством и не имела международного признания, а само население считало Раду пособниками немцев. Так оно и было. Всем известна позорная телеграмма кайзеру с просьбой «взять Беларусь под опеку»: «Рада Беларускае Народнае Рэспублікі… просіць Вашую Імпэратарскую Вялікасьць аб абароне у яе кіраваньнях дзеля ўмацаваньня дзяржаўнае незалежнасьці і непадзельнасьці краю у сувязі з Германскай Імпэрыяй… Толькі пад абаронай Германскай Імпэрыі бачыць край сваю добрую долю у будучыні».

Отдельно заметим, что сьвядомыя в 1917-1921 гг. использовали разные флаги, а не исключительно БЧБ: красно-белый, красный (этот флаг был партийным стягом БСГ), красно-бело-голубой, во время Слуцкого антисоветского восстания — белый (Рассадин С.Е. Истоки государственной символики Беларуси. Мн., 2014. С. 76).

Дальше — всё правдиво. Бело-красно-белый флаг использовался нацистскими пособниками во время Великой Отечественной войны.

На это обычно заявляют, дескать, российский триколор тоже употреблялся предателями. Однако это сравнение некорректно. Бело-сине-красный флаг появился в конце XVII века, а не за 24 года до начала войны. Кроме предательства и поиска «дапамогi» у иностранных держав, с БЧБ ничего не связано. С российским триколором же связано несколько веков истории.

Флаг Царя Московского, 1693 год. Из собрания Центрального военно-исторического музея.

Показательно, что даже пособники гитлеровских оккупантов не особо стремились доказать «шматвекавую гісторыю» БЧБ. Вот что писал в берлинской газете «Раніца» (от 26 ноября 1944 года) поэт, коллаборационист Антон Адамович (под псевдонимом Альгердзіч Г.): «Происхождение нашего сегодняшнего бело-красно-белого флага сравнительно недавнее и связано со временем революции 1917 г., потому что вопрос об общенациональном или государственном флаге в прошлом был не исследован. А нашим национальным деятелям 1917 г. и вовсе неизвестен. Пришлось им выступить в этой области свободными творцами. В итоге этого творчества сразу появился… в качестве национального флага одноцветный белый штандарт. Видимо, в признании его национальным флагом руководствовались расшифровкой самого названия „Беларусь». Однако вскоре проявилось несоответствие такого одноцветного белого флага: он слишком бил в глаза на фоне революционного понимания символики цветов (красный — цвет революции, белый — цвет контрреволюции). К тому же издавна имел международное значение знака сдачи победителю, капитуляции на войне. Потому вскоре посреди белого полотнища флага была проведена красная, „революционная», полоса. Так и появился наш сегодняшний флаг».

Кстати, после этого Адамович добавлял как аргумент в поддержку актуальности БЧБ цитату Гитлера о том, что белый — это цвет нации, а красный — цвет революции (Жумарь С.В. Оккупационная периодическая печать на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны. Мн., 1996. С. 157).

После распада СССР бело-красно-белый являлся государственным флагом Беларуси (1991-1995). Это было время рецессии, кризиса и развала, время инфляции и нищеты.

На референдуме 14 мая 1995 года 75,1% белорусов высказались за смену государственной символики, которую ввели, не спросив мнения людей. Плебисцит был назначен оппозиционным Лукашенко Верховным Советом РБ (постановление № 3728-XII). Правомерность проведения референдума была подтверждена, кроме того, оппозиционным Конституционным Судом РБ (Народная газета. 1995. 19 апреля. № 73-74; Валерий Тихиня, к слову, впоследствии в знак несогласия с политикой Лукашенко ушел в отставку в 1997-м).

Но на это у сьвядомых припасён «крутой аргумент»: дескать, ладно, белорусы тогда проголосовали против БЧБ. Но то была «ошалевшая от кризиса совковая быдломасса». Сейчас времена изменились. Выросло новое поколение белАрусов — айтишники, хипстеры, эмонаципанки, анархоскаготы. Они-то поняли, наконец, что Щьчьяг — гэта сьвятое, тое, што нам засталося ад продкаў (от дедушки кайзера что ли?).

Смотрим социологию. Опрос, проведенный в 2018 году оппозиционной социологической конторой — Беларускай аналітычнай майстэрняй в Варшаве совместно с МІА Research: за БЧБ — 13,2% (1995 г. — 20,5%), за национальный белорусский флаг — 69,4% (1995 г. — 75,1%).

То есть по сути соотношение не изменилось, хотя прошло уже четверть столетия, выросло новое поколение.

Таким образом, вся история бело-красно-белого флага — это предательство, заискивание перед кайзером/поляками/Гитлером/Штатами, разруха и нищета. Он не является национальным, не является историческим. Это штандарт определенной маргинальной политической группы в Беларуси. Не более того.

Андрей Василенко

ТЕЛЕСКОП