Внедрение в массовое сознание мысли о том, что бело-красно-белый флаг является белорусским «национальным» и «историческим» символом может по праву считаться фальсификацией века. До 1917 года этого «сьцяга» вообще не было в природе, а за сто с лишним лет своего существования он так и не стал объединяющим. Но давайте поподробнее разберём аргументы, которые приводятся в поддержку БЧБ. Большинство людей не разбирается в исторических деталях и легко поддаётся на дешёвые уловки.
Агрегатором всех известных мифов о «бел-чырвона-белам сьцяге» является статья американского «Радыё Свабода» — «50 фактаў за бел-чырвона-белы сьцяг». От неё и будем плясать.
Миф 1. БЧБ встречается в Грюнвальдской битве
Этот миф глубоко укоренён в сьвядомам сознании, однако этому нет ни единого подтверждения. Польский хронист XV века Ян Длугош, который составил описание сражения, рассказал обо всех знамёнах, как польско-литовских, так и тевтонских. Среди них бело-красно-белого флага нет, а про знамёна, на которые указывают авторы статьи, сказано вполне определенно: «Знамена же, определенные таким хоругвям, были почти все одинаковы, ибо почти каждая имела на знамени воина в доспехах, сидящего на белом, иногда черном, либо гнедом, либо пегом коне и потрясающего мечом в простертой руке, на красном поле. Только десять из них имели другое знамя и отличались от остальных тридцати; на них на красном поле были нарисованы знаки, которыми Витовт обыкновенно клеймил своих коней, которых имел множество».
Кстати, это описание знамён литовских (аукштайтских), жемайтийских, русских (восточнославянских) и татарских хоругвей, а не каких-то специфически «беларусских».
Миф 2. БЧБ — военный стяг ВКЛ. Он нарисован на картине «Битва под Оршей». Под ним мы били маскалёў!
Предлагаем взглянуть на картину в полом разрешении. На ней неизвестный художник (предположительно немец Ганс Крелл) нарисовал военные флажки с крестом святого Георгия — общехристианским символом, который ныне изображен на флагах Англии, Грузии, Барселоны, Милана, Фрайбурга и многих других городов и стран. Выглядит этот символ так.
Советуем всмотреться в произведение искусства: под этим крестом сверху (1) наступает польская лёгкая кавалерия (со штандартом, на котором изображен белый орёл — символ Польши), ниже (2) — польская тяжелая кавалерия под командованием В. Самполинского, справа (3) через реку переправляется венгерский гусар (подробный разбор картины см.: Żygulski Z. Bitwa pod Orszą — struktura obrazu // Rocznik Historii Sztuki. 1981. XII. S. 85-132). Под «беларускімі сьцягамі», ага.
Почему вдруг крест св. Георгия стал прообразом бело-красно-белого флага? С какого перепуга? Данный крест не уникален, не принадлежит исключительно белорусской традиции, и у нас нет никаких документальных подтверждений того, что создатели БЧБ ориентировались на эту картину (кстати, картина написана спустя полтора десятилетия после битвы).
Миф 3. Герб «Котвич» — это изображение БЧБ
Забавно наблюдать за тем, как в доказательство историчности бело-красно-белого флага приводят ВСЁ, что намалёвано белым и красным цветом: от боевых знамён до шляхетских гербов и даже военных фуражек.
Герб Котвич — польский, первые упоминания о нём относятся к Силезии и Познанщине (Andrzej Kulikowski: Wielki herbarz rodów polskich. Warszawa, 2005. S. 230).
Миф 4. БЧБ — флаг Речи Посполитой
Флаг Речи Посполитой изображен на данной картине.
Ассоциации с БЧБ могут возникнуть только у совершенно нездорового человека. Тем более, что Речь Посполитая — время упадка нашего народа, эпоха полонизации и окатоличивания. В результате политики польских властителей к XVIII веку:
- У нас исчез литературный язык (за всё восемнадцатое столетие не издано ни одной книги на западнорусском/старобелорусском),
- Наши предки лишились своего дворянства, городских слоёв населения, скатились до уровня «попа да хлопа», как говорили паны, сильно деградировало этническое самосознание (до «тутэйшасці»),
- Исчезли даже намёки на государственность (Великое княжество Литовское официально считалось провинцией Речи Посполитой Польской, хотя и до 1569 года нельзя сказать, что ВКЛ было белорусским государством).
Не верите? Дадим слово отцу белорусского национализма Вацлаву Ластовскому: «У Польскай Рэчы-Посполітай зараз пасьля Маскоўскіх воен [речь о событиях 2-й половины XVII в.] загараецца ізноў змаганьне розных вер. Але цяпер гэтае змаганьне мае зусім іншы характэр, чым даўней пры панаваньні лініі князёў з Ягайловаго роду. Каталіцтво за гэты час зрабілося верай польскай і зусім злілося с паняцьцем польскай народнасьці, так што паляк і католік гэта пачапі лічыць ужо за адно. Каталіцтво ў тым часе пачынае кіравацца да таго, каб выціснуць у Беларускіх землях ужо ня толькі само праваслаўе, але уніяцтво, і гэтае апошняе часта-густа церпіць уціск католікоў—„палякоў». У другой палавіне XVII сталецьця беларуская шляхта без мала ўся ужо перэйшла ў каталіцтво і зусім адарвалася ад свайго народу, заглушыўшы ў сабе польскасьцю беларускае національнае пачуцьцё».
Миф 5. БЧБ — символ победы под Кирхгольмом
Битва под Кирхгольмом (1605 г.) и разгром шведской армии в этом сражении к истории бело-красно-белого флага никакого отношения не имеет. Снова всмотримся в картину. Виднеются красно-белые знамёна поляков и похожие на них курляндско-земгальские флаги, есть бело-красно-черный флаг, есть пурпурно-бело-пурпурно-белый, но бело-красно-белого — нет. Зато есть знамя, похожее на Андреевский флаг, но не найдется человека, который сказал бы, что это, скажем, русский военно-морской флаг. В 1605 году
Ну, и в очередной раз сьвядомыя «забывают», что победившая армия состояла не только и не столько из предков белорусов, сколько из поляков, литовцев, татар, курляндцев, земгалов, украинских казаков. К чему здесь Беларусь? Зачем натягивать сову на глобус?
Миф 6. БЧБ — символика белорусских частей русской армии
Моя любимая мифологема: то маскалі оккупанты, и мы били их под БЧБ, то они сами использовали БЧБ. Чтобы убедиться, насколько глупымі являются утверждения о бело-красно-белом флаге в российских частях, смотрим картинки.
Нет, змагары явно записывают в доказательство историчности БЧБ всё бело-красно-белое! Дай волю — найдут «сьвяты сьцяг» и во флаге западноафриканской республики Кабо-Верде, и в знамёнах французских революционеров конца XVIII века, и в еврейских синагогах, и у курдов, и у чеченцев, и у крымских ордынцев.
Следуя логике змагаров, с таким же успехом флагом Беларуси можно сделать бело-голубой, ведь Минский пехотный полк, к примеру, имел такую эмблему.
Миф 7. БЧБ нужно признать национальным флагом, потому что им пользовались деятели «БНР»
Действительно, первое появление бело-красно-белого флага на исторической арене — 1917 год. И то были споры, какой вариант признавать правильным. Вот, например, вариант с черными полосами 1920-х годов. Где тут хоть один намёк на времена ВКЛ? Автором современного бело-красно-белого флага был Клавдий Дуж-Душевский (1891-1959), выходец из обедневшей польской шляхты. Вот что он писал о флаге (31 августа 1934 года).
Данное свидетельство ставит крест на всех инсинуациях относительно флага — БЧБ был создан в 1917 году и выбран из нескольких вариантов. Никакого исторического обоснования Дуж-Душевский не имел и создал новодел, чего и не скрывал.
По поводу «БНР» — гордиться тут, мягко-говоря, нечем.
Во-первых, её провозглашение не поддержало подавляющее большинство белорусов (Беларуская Сацыялістычная Грамада, которая фактически стояла за «БНР», набрала за 3 месяца до Первой уставной грамоты 0,5% голосов белорусских избирателей).
Во-вторых, «БНР» не являлась государством и не имела международного признания, а само население считало Раду пособниками немцев. Так оно и было. Всем известна позорная телеграмма кайзеру с просьбой «взять Беларусь под опеку»: «Рада Беларускае Народнае Рэспублікі… просіць Вашую Імпэратарскую Вялікасьць аб абароне у яе кіраваньнях дзеля ўмацаваньня дзяржаўнае незалежнасьці і непадзельнасьці краю у сувязі з Германскай Імпэрыяй… Толькі пад абаронай Германскай Імпэрыі бачыць край сваю добрую долю у будучыні».
Отдельно заметим, что сьвядомыя в 1917-1921 гг. использовали разные флаги, а не исключительно БЧБ: красно-белый, красный (этот флаг был партийным стягом БСГ), красно-бело-голубой, во время Слуцкого антисоветского восстания — белый (Рассадин С.Е. Истоки государственной символики Беларуси. Мн., 2014. С. 76).
Дальше — всё правдиво. Бело-красно-белый флаг использовался нацистскими пособниками во время Великой Отечественной войны.
На это обычно заявляют, дескать, российский триколор тоже употреблялся предателями. Однако это сравнение некорректно. Бело-сине-красный флаг появился в конце XVII века, а не за 24 года до начала войны. Кроме предательства и поиска «дапамогi» у иностранных держав, с БЧБ ничего не связано. С российским триколором же связано несколько веков истории.
Показательно, что даже пособники гитлеровских оккупантов не особо стремились доказать «шматвекавую гісторыю» БЧБ. Вот что писал в берлинской газете «Раніца» (от 26 ноября 1944 года) поэт, коллаборационист Антон Адамович (под псевдонимом Альгердзіч Г.): «Происхождение нашего сегодняшнего бело-красно-белого флага сравнительно недавнее и связано со временем революции 1917 г., потому что вопрос об общенациональном или государственном флаге в прошлом был не исследован. А нашим национальным деятелям 1917 г. и вовсе неизвестен. Пришлось им выступить в этой области свободными творцами. В итоге этого творчества сразу появился… в качестве национального флага одноцветный белый штандарт. Видимо, в признании его национальным флагом руководствовались расшифровкой самого названия „Беларусь». Однако вскоре проявилось несоответствие такого одноцветного белого флага: он слишком бил в глаза на фоне революционного понимания символики цветов (красный — цвет революции, белый — цвет контрреволюции). К тому же издавна имел международное значение знака сдачи победителю, капитуляции на войне. Потому вскоре посреди белого полотнища флага была проведена красная, „революционная», полоса. Так и появился наш сегодняшний флаг».
Кстати, после этого Адамович добавлял как аргумент в поддержку актуальности БЧБ цитату Гитлера о том, что белый — это цвет нации, а красный — цвет революции (Жумарь С.В. Оккупационная периодическая печать на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны. Мн., 1996. С. 157).
После распада СССР бело-красно-белый являлся государственным флагом Беларуси (1991-1995). Это было время рецессии, кризиса и развала, время инфляции и нищеты.
На референдуме 14 мая 1995 года 75,1% белорусов высказались за смену государственной символики, которую ввели, не спросив мнения людей. Плебисцит был назначен оппозиционным Лукашенко Верховным Советом РБ (постановление № 3728-XII). Правомерность проведения референдума была подтверждена, кроме того, оппозиционным Конституционным Судом РБ (Народная газета. 1995. 19 апреля. № 73-74; Валерий Тихиня, к слову, впоследствии в знак несогласия с политикой Лукашенко ушел в отставку в 1997-м).
Но на это у сьвядомых припасён «крутой аргумент»: дескать, ладно, белорусы тогда проголосовали против БЧБ. Но то была «ошалевшая от кризиса совковая быдломасса». Сейчас времена изменились. Выросло новое поколение белАрусов — айтишники, хипстеры, эмонаципанки, анархоскаготы. Они-то поняли, наконец, что Щьчьяг — гэта сьвятое, тое, што нам засталося ад продкаў (от дедушки кайзера что ли?).
Смотрим социологию. Опрос, проведенный в 2018 году оппозиционной социологической конторой — Беларускай аналітычнай майстэрняй в Варшаве совместно с МІА Research: за БЧБ — 13,2% (1995 г. — 20,5%), за национальный белорусский флаг — 69,4% (1995 г. — 75,1%).
То есть по сути соотношение не изменилось, хотя прошло уже четверть столетия, выросло новое поколение.
Таким образом, вся история бело-красно-белого флага — это предательство, заискивание перед кайзером/поляками/Гитлером/Штатами, разруха и нищета. Он не является национальным, не является историческим. Это штандарт определенной маргинальной политической группы в Беларуси. Не более того.
Андрей Василенко