Евросоюз не удовлетворил заявку Литвы на получение дополнительного финансирования для строительства одного из ключевых участков железнодорожной колеи Rail Baltica. Об этом заявил вице-министр транспорта прибалтийской республики Гитис Мажейка. Вместо запрашиваемых 236 миллионов евро Вильнюс получит почти в 8 раз меньше. Видимо, на волне экономического кризиса Евросоюз все-таки принял концептуальное решение о том, что на крупнейший инфраструктурный проект Прибалтики нужно «забить».
Участок железной дороги, о котором идет речь, должен пройти от Каунаса до границы с Латвией. В последнее время к нему было приковано особое внимание руководства республики.
В частности, именно об этом отрезке Rail Baltica премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис рассказывал в декабре прошлого года на встрече с главами правительств Латвии и Эстонии: «Мы завершили важный этап — закончили процедуры получения земли на протяжении всего участка Rail Baltica от Каунаса до границы с Латвией, уже в 2021 году начнутся строительные работы. В настоящее время завершаются масштабные строительные работы Rail Baltica до Каунасского интермодального терминала. Это создаст условия для бесперебойной перевозки грузов военного назначения на учения в нашем регионе».
В феврале стало известно, что Литва подала заявку на получение дополнительных средств для прокладки участка Rail Baltica от Каунаса до Паневежиса. Цена вопроса — почти 278,9 миллиона евро. Гитис Мажейка тогда подчеркивал, что деньги очень нужны, без них проект не удастся завершить в установленный срок (до 2026 года).
Не дожидаясь решения Еврокомиссии, в Литве заявили о намерении провести конкурсы на строительство указанного участка стоимостью 480 миллионов евро.
Государственная компания Lietuvos gelezinkeliu infrastruktura начала консультации с участниками рынка. Ее руководитель Каролис Санковскис призывал бизнес не оставаться в стороне: «Эти работы, как и весь проект Rail Baltica, общая стоимость которого достигает 2,8 млрд евро, в условиях Covid-19 могут стать огромным спасательным кругом для литовского бизнеса, поэтому я призываю предприятия не оставаться только пассивными наблюдателями, а активно содействовать проведению проекта в жизнь».
Забавно, но буквально за день до печальной новости, озвученной Мажейкой, Сквернялис направил письмо еврокомиссару по транспорту Адине Валеан и поблагодарил ее за поддержку прибалтийского проекта века.
«Rail Baltica — пример проекта железнодорожной инфраструктуры и самый важный приоритет Литвы и стран Балтии. Поэтому приятно слышать, что это также является приоритетом для Европейской комиссии при внедрении транс-европейской транспортной сети», — отметиллитовский премьер-министр.
Затем его коллега на примере конкретных цифр показал, насколько «приоритетным» в ЕС считают Rail Baltica.
По словам Мажейки, все три Прибалтийские республики добивались получения финансирования на сумму более 780 миллионов евро, однако руководство Евросоюза согласилось предоставить им всего около 186 миллионов. На строительные работы в Литве — всего 30 миллионов.
Куда более серьезные суммы почему-то предусмотрены для финансирования работ на польском участке.
«Мы подали заявку на получение более 236 миллионов евро только на строительство от Каунаса до границы с Латвией, но средств просто нет — и так на финансирование проекта Rail Baltica выделена половина приглашения, а нам на это строительство просто не осталось средств. Мы это понимаем из того, как там происходила дискуссия, поэтому приходится сожалеть, что мы запланировали, объявили закупки, а средств в Европе на реализацию этого строительства сейчас не появилось», — сокрушается Мажейка.
Впрочем, опускать руки пока рано. Литовский вице-премьер намеревается повторно «выбивать» финансирование для Rail Baltica по линии европейского инструмента помощи сетям инфраструктуры. Количество попыток не ограничено, поэтому шансы на удовлетворение инфраструктурных запросов Литвы теоретически сохраняются.
При этом Мажейка говорит о риске сорвать график реализации проекта, тактично умалчивая, что без дотаций из еврофондов его вообще не получится реализовать.
В закромах у Литвы сотни миллионов евро явно не завалялись. Частных инвесторов Rail Baltica не интересует — экономические выгоды слишком сомнительны.
«Перспективы по загрузке этого проекта в будущем до сих пор неясны, так же как неясно, для чего действительно Rail Baltica нужна при наличии достаточно хорошей, развитой системы авиаперевозок, автомобильного транспорта и соответственно невысокой плотности населения и отсутствия каких-то значимых инвестиционных проектов, которые могут в корне поменять эту ситуацию и создать необходимый спрос на перевозки в будущем», — отмечает старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что Rail Baltica — один из первых претендентов на вылет из новой семилетней финансовой перспективы ЕС. После начала эпидемии коронавируса это стало очевидно.
Хотя в компании RB Rail, которая создана специально под этот проект, придерживаются иного мнения. Здесь считают, что новая железная дорога должна стать спасательным кругом, которой поможет Прибалтике пережить нынешний экономический шторм. Для этого Европа должна исправно спонсировать Rail Baltica.
В ЕС, видимо, смотрят на ситуацию иначе: «хотелки» Прибалтики не заслуживают того, чтобы удовлетворять их в полной мере.
Это, впрочем, не значит, что на Rail Baltica вскоре поставят крест. Формально реализация проекта будет продолжаться, чиновники RB Rail будут получать большие оклады. Но полноценная трансбалтийская железная дорога останется лишь умозрительным экспериментом.
«Куда ушли потраченные до сих пор деньги Rail Baltica? На виадуки и трамвайные линии в Таллине. Я считаю, что продленная до аэропорта трамвайная линия — это хорошо. Это сделано за деньги, выделенные на Rail Baltica. Железной дороги Rail Baltica у нас нет, ее даже не начали строить. Мы все-таки стараемся потратить деньги на то, что принесет нам пользу, а не на реальное строительство железной дороги», — заявлял министр финансов Эстонии Мартин Хельме.
Рано или поздно Литва и Латвия будут вынуждены пойти по такому же пути.