Выборы 2020: кто осмелился бросить перчатку самому Лукашенко?

В Беларуси в разгаре президентская избирательная кампания. Зарегистрировано пять кандидатов. Но ни у одного здравомыслящего человека нет сомнения, что выборы 2020 выиграет Александр Лукашенко. Тем не менее любопытно, кто бросил перчатку действующему президенту. Наверно, не стоит к этим четырем претендентам относится с присущей журналистам иронией, ведь каждый из них собрал в свою поддержку не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Светлана Тихановская: бабий бунт

Симпатичная женщина и, похоже, верная жена попала в электоральный переплет совершенно случайно. По первоначальному замыслу кандидатом должен был быть ее супруг, Сергей Тихановский, популярный в узких оппозиционных кругах блогер, которого окрестили белорусским Навальным. Это человек без внятной политической программы, но эпатажный критик, «разрушитель системы». Его подвел фальстарт: он начал свою избирательную кампанию до объявления выборов и провел в различных белорусских регионах несколько несанкционированных массовых мероприятий, за что совершенно оправданно был привлечен к административному аресту и не смог подать документы для участия в предстоящей кампании. Таким образом, на выборах «зарисовался» чисто технический кандидат, она же верная жена, которая подала документы на регистрацию.

Феноменом выборов 2020 стал тот факт, что подписывавшиеся за выдвижение Светланы Тихановской на самом деле отдавали себе отчет, что их голос принадлежит ее супругу.

Но сегодня, после череды важных событий, кандидатуру Тихановской мы не можем рассматривать вне контекста избирательных кампаний экс-банкира Виктора Бабарико и экс-дипломата и бывшего руководителя Парка высоких технологий Валерия Цепкало. По словам обоих, для выдвижения собрано более 100 тысяч подписей. С этим заявлением Виктора Бабарико ЦИК согласился, однако принял во внимание уголовное дело и арест претендента на высшее государственное кресло. Если внимательно и непредвзято вчитаться в бесстрастные следовательские документы по делу Бабарико, то можно обнаружить, что у банкира, простите за сленг, рыльце в пушку. Иностранная финансовая помощь (что запрещено белорусским законодательством), сокрытие доходов, неуплата налогов – вот лишь неполный букет предъявленных обвинений. Точку в этой истории поставит, конечно же, суд, но сегодня банкир находится в СИЗО КГБ под следствием и, потому, естественно, пролетел мимо регистрации кандидатом в президенты. Сегодня его интересы на свободе представляет Мария Колесникова, которая заявила о поддержке Светланы Тихановской. Так же поступила и Вероника Цепкало, супруга другого «неудачника», которого не зарегистрировали из-за того, что более половины предоставленных подписей оказались липовыми. Отныне эта «святая» троица выступает единой командой: она проводит агитационные мероприятия, взвалив на свои хрупкие женские плечи ту задачу, которую должны были выполнять три богатыря – Бабарико, Цепкало и Тихановский.

Будем объективны: Светлана не представляет из себя серьезной и самостоятельной политической фигуры. Пользуясь благодаря супругу значительной популярностью, она аккумулировала симпатии протестного электората и выглядит конкурентом номер один. Но не скоро сказка сказывается. Сторонние наблюдатели полагают, что бедная женщина не понимает, во что она ввязалась. Светлану ждут такие испытания, как выступление в радио- и телеэфире, дебаты с политически подкованными конкурентами. Одно дело плакаться по поводу «невинно» осужденного супруга и совсем другое – представлять масштабную политическую программу на суд избирателя.

Светлана вместе с неожиданными подругами – Марией и Вероникой — слились в политическом экстазе и упиваются единством. Однако посмотрим трезвым взглядом на тех, кто вошел в их сборную. Публика, прямо скажем, разночинная: так называемый офисный планктон, мечтающий о тихих и спокойных номенклатурных переменах, яростные уличные революционеры, призывающие к «Плошчы» и сметающие все на своем пути, а также идейные бойкотчики выборов, которые в принципе против участия в голосовании. Возьмем на себя смелость предположить, что эта развеселая публика втянет неискушенную в политике Светлану в такие бигуди, что «мама не горюй»! Они точно рано или поздно разругаются между собой, и непонятно, кто в итоге окажет на кандидатку большее влияние. Пока бабий бунт эффектно выглядит на фото в соцсетях, однако этого слишком мало, чтобы выиграть у такого опытного и популярного политика, как Александр Лукашенко.

Андрей Дмитриев: под номером два

Дмитриев молодой и одновременно самый опытный из четверых конкурентов Лукашенко. Он был руководителем штабов двух оппозиционных кандидатов в президенты: в 2010 году — у Владимира Некляева и в 2015 – у Татьяны Короткевич. Разумеется, Андрей Владимирович спал и видел себя главным конкурентом Александра Григорьевича на этих выборах. Но мечты не сбылись: читайте выше про бабий бунт!

Несмотря на то, что язык у Дмитриева хорошо подвешен и он имеет внятную программу и стратегию избирательной кампании, пока Тихановская со своими бабьими страданиями выглядит более убедительной для протестного электората. И как бы Дмитриев ни старался – проводит пресс-конференцию прямо в грязном столичном водоеме или выдает умные тезисы – по итогу все равно побеждает бессодержательный популизм Тихановской. В интернете и среди оппозиционной публики на него откровенно давят, чтобы он снял свою кандидатуру в пользу Тихановской. Дмитриев уклончиво отвечает на эти «заманчивые» предложения, и его можно понять: обидно умному мужику уступать возникшей, словно черт из табакерки, конкурентке, товарищу в юбке. Кроме того, очевидно, что Андрею в этой кампании мешают слухи о том, что он является спойлером действующего президента и чуть ли не агентом КГБ. Чем больше Дмитриев пытается опровергать эти подозрения, тем сильнее они дают о себе знать. Вывод очевиден – первым оппозиционным номером в этой летней увлекательной кампании ему не быть!

Анна Канопацкая: чужой среди своих

Любопытный персонаж на политическом горизонте — еще одна брюнетка. В 2016 году она стала первым оппозиционным депутатом белорусского парламента. Она критиковала действующую власть, вносила альтернативные законопроекты, и тем самым застолбила за собой прочное место оппозиционера-удачника.

Но потом у этой с виду эффектной дамы началась полоса невезения: еще будучи депутатом, она была исключена из состава либеральной Объединенной гражданской партии, разругалась с ее руководством, игнорировала генеральную линию и в конце концов вышла из-под контроля.

Анна пошла на эти выборы как политик-одиночка, чем вызвала большие сомнения в обществе по поводу того, что сумела собрать 100 тысяч подписей. Не знаем, кто именно является у Анны Анатольевны политтехнологами, но свои самые яркие политические заявления в этой кампании она сделала против «партнеров» по оппозиционном лагерю. Это вызвало объяснимый гнев в стане оппозиции. Неудивительно, что Канопацкая теперь имеет имидж неприкаянной: она и не кандидат от власти, и не от оппозиции тоже. На что можно рассчитывать с подобным бэкграундом? Вопрос риторический… Видимо, поэтому кандидат, который совсем недавно называла себя главным конкурентом Лукашенко, отказалась от телевизионных дебатов.

Сергей Черечень: человек, у которого не хватает слов

Это самый молодой кандидат в Президенты (в мае ему исполнилось 35 лет). Еще год назад о нем в Беларуси никто не знал, как вдруг бывший руководитель республики Станислав Шушкевич, запомнившийся исторической тайной вечерей в Беловежской пуще в декабре 1991 года, объявил симпатичного юношу своим преемником на посту председателя Белорусской социал-демократической Грамады.

В таком качестве Черечень ввязался в эту кампанию. Надо отдать ему должное: он не скрывает, что пошел на выборы не для того, чтобы выиграть у Александра Лукашенко, а для того, чтобы набраться элементарного политического опыта. Неудивительно, что в ЦИКе при получении регистрационного удостоверения в своей короткой несвязанной речи нашелся сказать только, что… слов у него никаких нет…

Вот так выглядит палитра предвыборной кампании в Беларуси. С одной стороны, титан Лукашенко, которого всерьез воспринимают в мире, – причем и те, кто его боготворит и те, кто ненавидит. И, с другой стороны, политические лилипуты: возможно, неплохие соседи, жены, мужья, друзья, приятели, но никак не политики, претендующие на высший пост страны.

Никита Палецкий