Нескучное лето: «старые» оппозиционеры и новые тяжеловесы

Президентские выборы 2020 года должны были пройти в Беларуси тихо, спокойно и даже незаметно. Однако неожиданно в ход избирательной кампании вмешалась политическая интрига.

Мировая турбулентность

Уже 8 мая, когда парламент назначил президентские выборы на 9 августа, было понятно, что они пройдут не в самых простых условиях.

Во-первых, Беларусь, как и весь мир, столкнулась с эпидемией COVID-19. И хотя последствия, к счастью, несравнимы с США или Италией, общество весьма озаботилось проблемой. Масла в огонь подливают всевозможные телеграм-каналы, выдающие на-гора тревожные новости, далеко не всегда имеющие под собой веские основания.

Во-вторых, пандемия вполне ожидаемо сказалась на экономике: Белстат сообщил о падении ВВП за январь-апрель 2020 года на 1,3% (МВФ прогнозирует падение мирового ВВП на 3% — и то это лишь минимальные оценки). Закрытие границ и повсеместное введение карантинных ограничений не могли не сказаться на отечественной внешней торговле.

В-третьих, вопреки здравому смыслу, мир в условиях быстрого распространения коронавируса оказался разобщен. Вместо взаимопомощи мы зачастую видим попытки закрыться от всего мира и «уколоть» соседа: хорошим образцом такой политики являются противоречия, обострившиеся между странами Евросоюза в самый разгар беды.

Всё это однозначно говорило о том, что предстоящая предвыборная кампания не будет рядовой, и нас ждут политические сюрпризы.

Умерший сценарий оппозиции

Начнем с сюрпризов правонационалистической оппозиции.

Ее банкротство оказалось куда более грандиозным, чем предположил автор в марте этого года в материале «Пшик националистического «праймериз»».

Чудаки-националисты два года твердили о том, что их «праймериз» способен «сломать сценарий власти».

Власть сломала сценарий националистов двумя легкими движениями руки. Сначала в марте – когда организовала голосование своих сторонников за одного из участников «праймериз», чтобы взбесить и вывести из процедуры двух других претендентов. Затем в мае – когда дала старт президентской гонке на три недели раньше предполагаемой даты, что сделало совсем неуместным проведение националистического Конгресса по определению «единого кандидата» оппозиции.

В результате, представители «Правоцентристской коалиции» Юрий Губаревич, Николай Козлов и Ольга Ковалькова вошли в президентскую кампанию в совершенно разобранном и униженном состоянии – с жалкими инициативными группами по 120 человек и таким же жалкими заявлениями о намерении сорвать выборы, если в них будет участвовать Александр Лукашенко, а считать голоса – руководитель ЦИК Лидия Ермошина.

Куда последовательнее вели себя уличные «бунтари» из команды экс-кандидата в президенты на выборах 2010 года Николая Статкевича. Они подали на регистрацию в ЦИК два десятка инициативных групп, при этом не скрывали своего плана – подписи не собирать, а использовать кампанию лишь для организации уличных протестов.

Но и этот сценарий не сработал. ЦИК зарегистрировал лишь одну «протестную» инициативную группу гомельского пенсионера Владимира Непомнящих весьма малочисленного состава. Попробуйте теперь с ней организовать громко заявленную на 9 августа «общенациональную забастовку».

От оппозиции еще выдвигаются лидер общественного объединения «Говори правду» Андрей Дмитриев, экс-депутат Палаты представителей Анна Канопацкая и новый руководитель Белорусской социал-демократической Грамады Юрий Черечень.

Они выглядят куда пристойнее полных банкротов от «праймериз». Зарегистрировали инициативные группы от 1000 до 2500 человек. Но на яркие избирательные кампании не имеют ни человеческих, ни финансовых ресурсов, ни – главное – широкой поддержки в обществе. Клеймо политических неудачников прилепилось к ним настолько же прочно, как и ко всем белорусским политикам, кого принято называть «традиционной оппозицией».

Сценарий неожиданностей, который тоже умрет

Никто не предполагал, что в президентских выборах рискнут участвовать бывшие представители белорусского истеблишмента – недавний руководитель «Белгазпромбанка» Виктор Бабарико и основатель Парка высоких технологий, экс-дипломат Валерий Цепкало.

Оппозиционные СМИ тут же решили трактовать ситуацию по-своему. По их версии, выдвижение Бабарико и Цепкало — это очень тревожный звоночек для действующего президента. Этакий предвестник гипотетического раскола в правящей элите.

Мол, Лукашенко не впервой «размазывать по стенке» в ходе электоральных кампаний штатных оппозиционеров, за плечами которых – ни биографии, ни достижений. Одно умение – клеить листовки по заборам, да распиливать западные гранты.

Другое дело – «крупный банкир» и «карьерный дипломат». Они очевидно привлекают к себе внимание той публики, которая никогда не видела для себя приемлемой альтернативы в традиционной оппозиции, но при этом не хотела поддерживать нынешний курс.

Неслучайно Бабарико и Цепкало были восприняты недовольной частью электората как «кандидаты надежды».

Совсем особняком в этой кампании выстрелил белорусский блогер Сергей Тихановский. Почти 200 тысяч подписчиков его канала стали неплохой базой для формирования команды. И когда Центризбирком по ряду причин не зарегистрировал инициативную группу самого Тихановского, документы на регистрацию успешно подала его жена Светлана, став «техническим прикрытием» для кампании блогера.

С одной стороны, на его пикетах мы видим красивую картинку: очереди несогласных, желающих оставить свою подпись за интернет-активиста. С другой же стороны, не следует путать красивую картинку и реальную поддержку со стороны населения (об этом скажет любой более-менее серьезный социолог). Александр Лукашенко, Ангела Меркель, Эммануэль Макрон не имеют персонального видеоблога на YouTube, не выходят там в тренды с кликбейтными заголовками «Бесхозяйственность и бардак в Слуцке/Дюссельдорфе/Сент-Этьене», но имеют достаточно высокий рейтинг поддержки, о чём говорят результаты всех предыдущих выборов. Не добавят очков Тихановскому и препирания с правоохранителями, тем более нападения на сотрудников милиции: как бы то ни было, белорусы ценят стабильность.

Это будет весело

Итак, президентская кампания 2020 года сверкнула новыми, во многом неожиданными красками.

Краска первая – традиционная оппозиция уходит в глубокую тень и не знает, что противопоставить уже не только действующей власти, но и новым альтернативным «выскочкам».

Краска вторая – приход в публичную политику двух тяжеловесов из бывшей номенклатуры являет собой определенную неожиданность для власти и робкую надежду для тех, кто хочет мирной и спокойной трансформации политической и экономической системы, но не готов поддерживать действующую власть.

Краска третья – феномен политического блогера, который в одиночку оказался способен сделать то, чего два десятилетия не смогли сделать все вместе взятые оппозиционные партии Беларуси.

Нашу страну ожидает совсем нескучное политическое лето, которое завершится голосованием на избирательных участках 9 августа.

Предсказуемый финал

Но ничего неожиданного 9 августа не произойдет. Президентом Беларуси на очередную каденцию останется Александр Лукашенко.

«Старая» оппозиция в своем нынешнем состоянии не способна одержать электоральную победу, а тем более организовать массовые уличные протесты.

Фееричная история с блогером Тихановским закончится 19 июня, когда завершится сбор подписей за выдвижение кандидатов. Сегодня сотни людей выстраиваются в очереди у его пикетов, потому что сбор подписей – процедура легальная, прописанная в белорусском законодательстве. После 19 июня блогеру предстоит звать людей на нелегальные, несанкционированные массовые акции. Берусь предположить, что количество его сторонников, готовых на такой шаг, быстро скукожится до десятков «традиционных оппозиционеров». Пока не особо заметно признаков появления на нашем политическом поле «белорусского Навального».

Тяжеловесы Бабарико и Цепкало еще должны пройти процедуру регистрации кандидатами в президенты. Возможно, экс-банкир соберет необходимые для регистрации 100 тысяч подписей – у него солидная инициативная группа почти в 9 тысяч человек. У экс-дипломата с инициативной группой в 900 человек шансы на это призрачные.

Даже если предположить, что кто-либо из них (или оба сразу) получит мандат кандидата в президенты, инструментов подавить на выборах имеющийся ресурс Александра Лукашенко нет у них никаких. Силовые структуры на случай противоправных действий со стороны оппозиции – под полным контролем действующего президента. Не забываем и о 7 млрд долларов золотовалютных резервов государства, которые способны смикшировать экономический удар, вызванный пандемией COVID-19.

Власть Александра Лукашенко достаточно крепка, чтобы делать фантастические прогнозы о ее сменяемости 9 августа.

Никита ПАЛЕЦКИЙ