Начинать свой день с вдумчивого чтения всех материалов, имеющих отношение к издательскому дому «СБ. Беларусь сегодня», — это правильно. Наш преданный читатель Андрей Дынько из «Нашай Нiвы» идет дальше, копает глубже и публично комментирует прочитанное. Но, видать, не может удержаться, подтасовывает…
Вот Дмитрий Крят на той неделе возмутился тягой «независимых» медиа к маниакальному печатанию новостей лишь о смертях и зараженных, да еще с заголовками типа «катастрофа» и «кладбище». Иначе говоря, тягой к трупоедству. Роман Рудь порекомендовал «серебряные пули или осиновые колы». Заметим, журналисты обсуждали тему в соцсетях — не приватно, разумеется, но между собой. Можно было (как это и сделал, между прочим, анархист Дедок) вступить с ними в дискуссию… ну, рот открыть, язык показать, заключение врача, не знаю.
Дынько же вынес, как сумел, цитаты из разговора прямо на первую страницу своего мегаиздания. «Дадаў, што замест слоў лепш кулi», — напечатала «Нiва», и с вентилятора понеслось. Видимо, надо объяснять шеф-редактору, чем живые журналисты отличаются от зомби-трупоедов.
Журналист внимателен к деталям. Пуля – серебряная, нет уже «Советской Белоруссии» — есть «СБ. Беларусь сегодня». Мы же не называем нивское месиво «Нашыя могiлкi»? Хотя мысль неплоха. У Стивена Кинга был ужастик «Кладбище домашних животных» — так это он не видел целые нивы когда-то журналистов, превратившихся в зомби…
Таким детали ни к чему. Журналист Дмитрий Крят универсален и разносторонен, но никогда не работал ни в спорте, ни в расследованиях. И говорил он не обо всех «негосударственных журналистах», а только о тех, кого коронавирус уже явно сделал падальщиком. И он не «редактор СБ» — в полном соответствии Закону «О средствах массовой информации». Родители Романа Рудя по командировке из БССР поработали и в Монголии, и в Узбекистане – это теперь достойно осуждения (и особенно со стороны семьи Дынько), так, что ли? И вообще: «Рудь, родившийся в России, а выросший в Монголии» и «Крат — уроженец украинской Горловки (что на Донбассе. – Прим. авт.)» — вот это случайно не разжигание на национальной почве, нет?
Да, но на грани. Вот закон зомби знают от заглавной буквы до тиража и типографии. Мининформ уже вынес требование владельцу «Нашай Нiвы» за недостоверную информацию, теперь шеф-редактор Дынько явно старается первым грудью порвать ленточку. А как же, заголовок типа «В разгар пандемии закрыли сайт, несущий правду» — это медаль какого-нибудь конгресса, не меньше.
И деньги к медали. Увидев, как прямо с утра обильно потекло с вентилятора, Дынько уже к обеду сделал свой комментарий платным. В лучших традициях ярко-желтой прессы: зарабатывать надо на всем. На подтасовке слов интервьюируемых «звезд», на выдергивании из контекста, на перепечатках фейков и провокаций, на заголовках о трупах, похоронах, гробах. Подвернется случай – и на крови. Это, полагают на нивах, и есть «правило качественных европейских СМИ». Может, оно и правда: «Только стервятник, старый гриф-стервятник, знает, в мире что почем».
Копеечка к центику – они, стервятники, своей кодлой сеют в обществе страх, его же подпитывают и на этом же страхе зарабатывают. Фактически на смертях белорусов, такая вот бизнес-модель. Как на ваш вкус — падальщики?
Журналист Роман Рудь к содроганию «независимых» вспомнил про эмигрантский пароход. Но он не был первым: «Созревает дело коронавирусных вредителей?» — в ужасе возопил еще в середине апреля «аналитик Елисеев».
Тут надо пояснить. По правилам качественных СМИ, видимо, любой листок должен иметь своего умника. Чтобы некоторые материалы писать не словами бабки Адарки, а подавать как «мнение аналитика». Не каждый же читатель (уж тем более не каждый подписчик листка) разберется, что такие вот «аналитики» способны лишь прогноз погоды обсуждать. И то спустя сутки.
Так вот, Елисеев (которого и растят сейчас на «Нiве»), очевидно, крепкий задним умом, озаботился проблемой задолго до: как только сзади начало припекать, спереди возникла мысль «это неспроста». «Кто будет излишне пенять на принятые решения власть имущими и указывать на причины, эти самые кризисы усугубившие, – вредитель, не по делу раскачивающий лодку», — озарило «аналитика».
То есть когда кошка чует, что нагадила, она старается спрятаться загодя. Стервятники – те бочком отскакивают от терзаемой туши, но сразу не улетают, ждут.
Понятно, почему Дынько (и не он один) сейчас лихорадочно собирает центик к копеечке: готовится побороться за место на том пароходе. Он и другие падальщики лучше остальных знают качественное европейское правило: любая услуга должна быть оплачена.
Вывоз мусора – тоже.
Андрей Муковозчик